Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП
28.05.2019

Выборы без суеты: как строить кампанию

 

8 сентября, в Единый день голосования, в Тульской области пройдут выборы депутатов городской Думы и регионального парламента, а также Собраний депутатов ряда муниципальных образований - всего будут распределены свыше 200 мандатов.

Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов – о том, каким должен быть рабочий состав штаба кандидата и нужна ли стратегия кампании, чтобы можно было смело идти на выборы.

Задумываться о своей команде и о стратегии кампании следует не с момента, когда объявлены выборы, а задолго до того. Единый день голосования приходится на второе воскресенье сентября — значит работу следует начинать выстраивать уже в январе-феврале.

Сейчас начинается активная фаза избирательной кампании. И тем, кто реально претендует на выборную должность, по состоянию на сегодняшний день необходимо уже иметь сформированный штаб.

В этом году грядут большие выборы: в областную Думу - а это округа численностью 50 тысяч избирателей, округа в гордуму тоже солидные. Следовательно, без команды не обойтись. В каком виде будет штаб — это зависит от многих факторов.

Вопросы, с которых все начинается

Например, кем является кандидат: это действующий политик? Или он избирается впервые? На какой территории он избирается: город или сельская местность? В первом случае будет одна стратегия работы, во втором — другая. От этого же будут зависеть и ресурсы, которые потребуются для проведения кампании. Необязательно больше и дороже, просто иные.

Политику, планирующему участие в выборах, заранее следует понять, где он будет баллотироваться: провести так называемую «пристрелку» на территорию. Даже если еще нет нарезки округов, направление все равно важно понять заранее. К примеру, Пролетарский район Тулы, или село Архангельское, или другой населенный пункт.

Необходимо ответить на вопрос, почему именно там он будет выдвигаться — на этой территории политика знают (возможно, он там живет или работает), или там находятся некие ресурсы (например, крупные предприятия), или это локация какой-то значимой проблемы, которую кандидат собирается решить.

Далее надо понять - как политик будет себя позиционировать, с какой программой он пойдет к избирателю. И почему люди должны проголосовать именно за него. Это ключевой момент. Исходя из ответов на эти вопросы и будет выстраиваться стратегия проведения избирательной кампании.

Самостоятельно или с помощниками

Стратегию и штаб можно создавать самостоятельно, если кандидат обладает необходимыми знаниями и компетенциями. Либо обратиться за помощью к специалистам.

Для создания качественной стратегии потребуются результаты социологических исследований, исследования территории округа, прикидка ресурсов — какие есть, какие могут понадобиться, работа специалистов. Это сложный путь, который кандидат либо проходит сам, либо привлекает консультантов, которые умеют это делать и смогут разработать стратегию. Если политик опытный, он подходит к этому более серьезно. Неопытному сложнее. Для этого и предполагаются консультанты, которые подскажут, что нужно делать.

Само собой не получится

Мы часто сталкиваемся с тем, что политики не считают нужным заниматься стратегией, надеются на то, что выпустят партийную газету, агитационные материалы, видеоролики и баннеры, - и все сложится само собой. Но тут же возникает вопрос: а что будет написано в газете? Что изображено на плакате? К чему будут призывать листовки? Газета о кандидате — хорошо. Но о кандидате как о ком? Как об эффективном руководителе? Или ответственном подчиненном? Как о политике? Или о хорошем семьянине?

Возьмем пример: кандидат увлекается каким-либо элитным видом спорта, катается на яхтах, или коллекционирует эксклюзивные автомобили. При этом баллотируется в депрессивной сельской территории. Вряд ли в этом случае будет рационально рассказывать о кандидате именно в таком ключе. Лучше подобрать какие-то другие слова и факты о кандидате.

Иногда бывает и так, что уже в процессе агитационного периода начинается перебор вариантов: сделали газету — не выстрелила. Сделали листовку — тоже «не зашла». Увидели, что конкурент сделал плакат - потратили большие деньги на плакат. Кандидат скатывается либо к копированию кампании конкурента или начинаются судорожные движения по всем направлениям.

Эти моменты создают суету и не приносят эффективного результата.

Стратегия как раз и нужна для того, чтобы избежать хаоса и лишней траты сил и ресурсов.

Кого пригласить в штаб

Доносить информационный сигнал до избирателей можно с помощью агитаторов. Они понесут избирателям информацию о кандидате. Нужно четко понимать, каким именно будет этот посыл, какие будут агитационные материалы. Сколько потребуется агитаторов. Кто ими будет управлять. Система контроля и обратной связи и многое другое.

Можно обойтись без агитаторов — вести кампанию, например, в интернете. Это больше характерно для оппозиционных кандидатов в мегаполисах. Следовательно, штабам потребуются SMM-менеджеры, контент-менеджеры.

Можно сделать ставку на личное общение, когда кандидат будет сам ходить по избирателям и с ними общаться. Но для этого, опять же, нужно понимать, а о чем он будет говорить с людьми на этих встречах? К чему призывать? Что обещать или против чего выступать? Должны быть разработаны агитационные материалы, проработана система «обратной связи». Для этого тоже требуются ресурсы.

Нужно понимать, что победить можно даже с небольшими ресурсами. Если не «распылять» их в никуда и грамотно использовать.

Модель победы

Еще момент, который должен делать каждый кандидат, но в реальности это редко кто делает — создавать математическую модель своей победы. Нужно просчитать, какое количество голосов избирателей необходимо получить, чтобы победить. И совсем недостаточно будет думать, «а чего мол считать?» Наберем 51% от пришедших и победа. Реальность гораздо сложнее и часто можно победить и 25%, а то и меньше.

После расчета нужно понять, откуда эти голоса будут приходить. Кто эти люди, кто проголосует за кандидата? Откуда их взять? Как зафиксировать? Как привести на избирательный участок? Как определить, что этот человек проголосует за кандидата?

Электоральные юристы

Также важно подумать о юридическом сопровождении: избирательное законодательство сейчас строгое и нередко меняется. Например, если еще пять лет назад в агитации можно было использовать изображения и положительные высказывания о кандидате физических лиц, лидеров общественного мнения, то с изменением законодательства изображения публиковать уже нельзя, можно только слова.

Или, к примеру, ранее для использования изображений узнаваемых объектов округа требовалось получить разрешение архитектора, что зачастую делало невозможным их публикацию в агитационных материалах. Сейчас законодательство изменилось — объекты публиковать можно, если фото сделано самим кандидатом с общедоступной точки.

В таких нюансах разбираются электоральные юристы, чьи консультации также будут весьма полезны и сделают кампанию еще эффективнее и безопаснее. Иными словами, на минном поле избирательной кампании кандидату нужны опытные проводники.

Работа пошла

Кстати, сейчас уже видно работу штабов отдельных кандидатов. Они присутствуют в социальных сетях. Их агитационные материалы уже есть в почтовых ящиках избирателей в округах. Они поздравляют с праздниками и дарят подарки.

Очевидно, что кто-то должен наполнять соцсети, формировать календарь мероприятий, какие кандидату следует посетить или организовать. Кто-то готовит агитационные материалы, кто-то распространяет их по ящикам. Сам кандидат физически это не успеет. Значит, это делают помощники. Те самые, кто входит в его штаб.

По таким внешним проявлениям можно понять - работа пошла. Насколько она окажется успешной, увидим 8 сентября.

Ранее опубликовано на: http://proftula.ru/articles/188/42864/

 vybory golos

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Выборы без суеты: как строить кампанию
banner-cik-min Выборы без суеты: как строить кампанию
banner-rfsv-min Выборы без суеты: как строить кампанию
expert-min-2 Выборы без суеты: как строить кампанию
partners 6
eac_NW-min Выборы без суеты: как строить кампанию
insomar-min-3 Выборы без суеты: как строить кампанию
indexlc-logo-min Выборы без суеты: как строить кампанию
rapc-banner Выборы без суеты: как строить кампанию