«Белый счетчик» российского протеста
До 2010-х годов данные по количеству участников любого митинга или шествия в России, на которые могли ориентироваться СМИ, поступали либо из МВД, либо от самих организаторов. Порою различия были в десятки тысяч человек. Позднее появился проект «Белый счетчик», который дал ещё одно альтернативное мнение по количеству участников всевозможных протестных акций. Как правило, эти цифры заметно ближе к подсчётам организаторов, нежели силовых структур.
Обозреватель журнала «Эксперт», эксперт Центра ПРИСП Тихон Сысоев – о том, стоит ли доверять «Белому счётчику»?
«Белый счетчик» – это волонтерское объединение, которое начало функционировать в 2013 году. Оно выросло из движения наблюдателей за проведением выборов «Сонар» и было задумано Дмитрием Ионовым, астрофизиком и гражданским активистом, как альтернативный источник, предоставляющий релевантные цифры по количеству участников того или иного митинга. В тот момент, после масштабного роста протестных настроений по всей России, подобная информация стала особенно актуальной: итоговые цифры протестной акции политически репрезентативны, а потому почти всегда становятся объектом манипуляций.
«Многих из нас не устраивала сложившаяся в 2011-2013 годах ситуация, когда организаторы важных для общества массовых акций выдавали в СМИ информацию, все больше и больше завышая численность участников, в то время как официальные структуры и провластные СМИ регулярно публиковали заведомо заниженные оценки», – так обосновывает эту общественную инициативу один из координаторов «Белого счетчика», кандидат физико-математических наук Дмитрий Нестеров. Впервые волонтеры движения вели подсчеты на марше против запрета усыновления российских сирот американцами. Впоследствии они работали на Русском Марше (2014 год), маршах памяти Бориса Немцова (2015-2019 годы), митинге против изоляции Рунета, на недавних санкционированных митингах за допуск на выборы в Мосгордуму (20 июля и 10 августа) и не только.
Считающие добровольцы
Процесс подсчета «Белого счетчика» выглядит следующим образом. Группа волонтеров заблаговременно приезжает на место проведения митинга и располагается за рамками на расстоянии нескольких метров, чтобы не мешать работе полиции. Если на огороженной для протестной акции территории уже находятся люди, то их количество заранее фиксируется и затем, уже в конце мероприятия, приплюсовывается к итоговым цифрам. Сам подсчет производится при помощи механического счетного прибора – он, собственно, изображен на логотипе проекта; подсчет заканчивается вместе с закрытием запуска на территорию для митинга.
Как рассказывают организаторы, за время работы проекта, было установлено, что один волонтер может контролировать и фиксировать на счетчике людей, проходящих через одну-две рамки. Каждые полчаса координатор обходит волонтеров и записывает у себя цифры с их счетчиков. Эти данные затем суммируются и публикуются в онлайн-режиме в твиттере @WhiteCounter. Волонтеры не учитывают людей в форме сотрудников полиции, с повязками «Дружинник» и с удостоверением «Пресса» (правда, журналисты нередко проходят через рамки без опознавательных знаков, так что и они фиксируются как участники). Чтобы не сбиваться во время подсчета им рекомендуется не пользоваться телефоном и не разговаривать с людьми, даже если это их знакомые. В целом, как показывает практика последующей обработки и сверки данных, один волонтер во время подсчета допускает погрешность около десяти процентов. Также при просчете погрешности стараются учитывать и примерное количество людей, которые могли выйти, а затем вновь зайти на территорию митинга.
Стоит сказать, что такой способ ведения подсчета возможен только тогда, когда полиция создает один централизованный проход на территорию акции. Соответственно, если попасть на митинг или шествие можно практически где угодно, или если мероприятие было несогласованно с властями, то работа волонтеров становится невозможной. В таких случаях организаторы «Белого счетчика» обычно предварительно договариваются с властями и устанавливают по всему периметру акции камеры, после чего специальная программа, созданная программистом Анатолием Кацом, анализирует эти видеоматериалы и рассчитывает приблизительное количество участников. Однако в последнее время организаторы «Белого счетчика» стали использовать камеры и для обычных акций, чтобы ориентироваться на видеоматериалы для контрольной проверки и уточнения данных, полученных от волонтеров.
Отчеты с погрешностями
По итогам всех подсчетов в течение нескольких дней полученные цифры еще раз анализируются, сопоставляются и перепроверяются, после чего в официальной группе проекта публикуется подробный финальный отчет по количеству участников митинга вместе с описанием методики, которая использовалась для оценки погрешности. Также выкладывается скан листка координатора, на котором фиксировались цифры волонтеров. Любой журналист может подойти к волонтеру во время митинга, чтобы отследить, как именно тот ведет свой подсчет.
Организаторы проекта неоднократно подчеркивали, что одно из существенных преимуществ «Белого счетчика» как раз в том и заключается, что вся работа – начиная от взаимодействия с волонтерами, заканчивая итоговыми подсчетами, – проводится максимально прозрачно, и любой человек, вплоть до профессионального математика, при желании может внимательно изучить все необходимые данные по каждому отчету. Поэтому цифрам, которые публикует «Белый счетчик», и доверяют многие СМИ. По крайней мере до сих пор ни один эксперт-урбанист, разбирающийся в методологии исследований пешеходных потоков и пассажиропотоков, не оспаривал цифры, предоставленные этим проектом.
Более того, показательно, например, что цифры, подсчитанные независимым экспертом Михаилом Блинкиным (директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ) по митингу, который прошел 6 мая 2013 года на Болотной площади, совпали с цифрами, предоставленными «Белым счетчиком». Последние отчитались о 27 тысяч человек. По оценке урбаниста, мероприятие посетило от 21 до 34 тысяч человек против объявленных полицией восьми тысяч. Такое же сильное расхождение между «Белым счетчиком» и официальными цифрами ГУ МВД было и после недавнего митинга на проспекте Сахарова: около 50 000 против официальных 20 000.
Загадки официальных цифр
Известно ли что-то о том, как ведет подсчет полиция? По сути, почти ничего. По крайней мере, свою методологию ведомство не раскрывает. Есть информация, что на рамки металлоискателей устанавливает специальные датчики, которые фиксирует каждого проходящего через них человека. Также, возможно, в ведомстве используют данные по той площади, которую занимали участники акции, чтобы рассчитать общее количество, исходя из показателей по средней плотности толпы, – скажем, два квадратных метра на одного человека (похожую методологию предложил еще в 60-е годы прошлого века американский профессор Герберт Джекобс). Правда, погрешность такого метода подсчета, как считают эксперты, достаточно большая: около 30 процентов.
Кроме того, количество участников можно уточнять при помощи фото-съемки с вертолета или дрона. Однако, повторим, что итоговые цифры ведомство предоставляет без подробного отчета и не указывая конкретные методы, которые использовались при подсчете.
Тем нем менее, стоит добавить, что даже если все описанные выше методы действительно используются полицией, участники проекта «Белый счетчик» уверяют, что их подсчет все равно более точный, потому что он, по сути, непосредственный и внутренне застрахован различными дополнительными инструментами более точной верификации данных: «На больших массовых мероприятиях, когда в подсчёте принимают участие более десятка волонтёров, погрешность итоговых цифр не превышает 3-5%. Это очень хороший показатель, такую точность из практически реализуемых только метод непосредственного подсчёта у рамок с контролем результата, который мы и используем», – замечает один из участников движения Дмитрий Нестеров.
Вопрос же о том, почему почти по всем протестным акциям данные ГУМВД значительно ниже, чем у «Белого счетчика» может объясняться двойственно: либо установка «сверху», либо неточные процедуры подсчета. Пока «Белый счетчик» замеряет уровень протеста в стране точнее и чище.