Политолог, эксперт Центра ПРИСП
05.09.2019

Россия против Запада: драка за историю

 

Представитель посольства РФ в Лондоне осудил слова британского премьер-министра Бориса Джонсона, который сравнил действия СССР в Польше с агрессией гитлеровцев. Но при этом российский дипломат в официальном комментарии сам допустил множественность исторических оценок событий 1939 года.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин – о том, что, отмежевавшись от советской истории, российские власти сами дали козыри западным «партнерам» для обвинений.

Причиной странной позиции российских властей является их нежелание терять свои привилегии, полученные в постсоветский период.

Мы сейчас переживаем интересное время в истории человечества, по крайней мере, его западной части, когда происходит переучреждение идеологии, исторической памяти, больших нарративов. Это выражается в настойчивой воле к манипуляции историей.

Несколько десятилетий история была выброшена за пределы актуальной политики. Основой интеллектуальной жизни был постмодернизм. Тогда любой большой нарратив объявлялся формой идеологического произвола и отбрасывался. На его место ставился культ непосредственного факта, который не выходит из собственных границ и обывательского здравого смысла. Это тоже была манипуляция, но этот идеологический аппарат работал. Пока в 2008 году (экономический кризис) не посыпался весь материальный мир, на котором он был построен.

Когда все посыпалось и началась эта драка за историю, как за политику, обращенную в прошлое. В России это выражается в идеологических операциях с культом Сталина, немного некрофилическом культе Победы с надписями на иномарках «Можем повторить». То же самое мы видим и на Западе. Выяснилось, что для правящего класса там жизненно необходимо объявлять какие-то крестовые походы. В первую очередь против коммунизма.

Но если в 1919 (красные недели в Нью-Йорке) или 1959 годах (постмаккартизм) это хотя бы понятно — коммунизм был зрим и силен, то в 2019 году это выглядит уже очень странно. Потому что никакого глобального коммунистического движения нет. Тем не менее, борьба с ним идет. То Трамп пообещает бороться с социализмом, то Борис Джонсон ляпнет свое. Это все выражает кризис идеологической культурной машины неолиберального мира во всех его ипостасях, включая геополитическую.

И здесь оказалось, что все субъекты, вовлеченные в этот процесс, вооружены по-разному. В частности у России, у ее элиты, есть только жалкая версия для внутреннего пользования. Основа ее легитимности строится на мифологизированном опыте далекого прошлого, которого в личном опыте никого из живущих нет. Это как верят, что японский император происходит от богини солнца, так и нынешний наш истеблишмент верит в свое происхождение от лубочных героев княжеской императорской Руси.

Но поскольку это все очень слабый фундамент, и сам по себе он повисает в воздухе, происходит аберрация с советским прошлым. Но эти аберрации тоже очень специфические. Например, фигура Сталина становится не символом социального проекта, в котором участвовали миллионы людей, а как бы указанием на другого персонажа, который боролся с Западом, боролся с пятой колонной, отстаивал военно-политическое величие страны. И поэтому кодируется как пароль радикального лоялизма.

И вдруг неожиданно выяснилось, что возможности его применения ограничены. За пределами страны это никого не интересует. А значит никакой легитимности, алиби российской политике эта конструкция не создает. А интегрировать в это повествование дополнительные смыслы наша элита не может. Потому что сознательный и системный отказ от антикоммунизма немедленно дезавуировал бы всю их историческую легитимацию внутри страны. Тогда откуда взялись все эти временщики, которые разворовали общее наследие, присвоили его себе и на нем паразитируют?

Так что наш истеблишмент не в силах присвоить себе советское прошлое, сделать его частью наступательной идеологии. Объяснить не только гражданам своей страны, но и мира, почему итоги Второй мировой войны незыблемы и почему противостояние России и Запада выходит за пределы корыстного людоедского противоборства между разными олигархами.

А для западных националистических режимов, например, для польского, нападки на коммунизм — это нападки на Россию. То есть социально-политические попытки коммунистических партий выдаются за камуфляж российского империализма. Отбивать эти атаки нечем.

Если коммунизм и нацизм — это явления одного порядка, как утверждает тот же Борис Джонсон, то может тогда отказ России от статуса великой державы, от ядерного оружия, это справедливое решение? Так российская элита оказывается в ловушке.

Полностью материал на: https://svpressa.ru/politic/article/242652

moskva kreml

 
Партнеры
politgen-min-6 Россия против Запада: драка за историю
banner-cik-min Россия против Запада: драка за историю
banner-rfsv-min Россия против Запада: драка за историю
expert-min-2 Россия против Запада: драка за историю
partners 6
eac_NW-min Россия против Запада: драка за историю
insomar-min-3 Россия против Запада: драка за историю
indexlc-logo-min Россия против Запада: драка за историю
rapc-banner Россия против Запада: драка за историю