Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП
26.10.2019

О правах подлинных и мнимых

 

Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов - о содержании понятий «права человека» и «правозащитная деятельность».

Последняя ротация в составе и руководстве Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека актуализировала вопрос о содержании понятий «права человека» и «правозащитная деятельность».

В интервью «Коммерсанту» новый руководитель Совета Валерий Фадеев, на вопрос журналиста о своей позиции по этому поводу, в частности, отметил следующее: «Ваш коллега Дризе на радио «Коммерсант-FM» высказался по моему поводу — что, мол, я, скорее всего, буду делать акцент на социальных правах. Ну да, в каком-то смысле он прав. Ни в коем случае не умаляя важность политических прав и свобод, я считаю, что права социальные недостаточно заметны в общественно-политическом поле. В стране очень много неравенства, особенно в небольших городах, в депрессивных регионах. У людей очень мало возможностей реализовать свои права — на достойную оплату труда, на жилье, на медицинское обслуживание и так далее. И мне кажется, это не менее важно, чем отстаивание политических прав и свобод».

Такая позиция нового главы Совета встретила ожидаемую истерику со стороны либерального сообщества. От умеренного, выполненного в квазиакадемическом стиле, осуждения от редакции «Независимой газеты» («В период четвертого срока Путина, когда правящей элите нужно придумать, как в меняющемся социально-экономическом контексте сохранить власть, даже прививочный либерализм, даже на уровне вполне лояльного Совета, начинает казаться власти неуместным. Защиту прав и свобод, как до этого, например, профсоюзы, нужно встроить в систему не только механически, но и идейно») до откровенного низкопробного троллинга в исполнении Антона Ореха («Защищая вместо прав человека какие-то полуправа. Или права получеловека. Или полузащищая получеловеческие полуправа и давая полусоветы»).

Между тем, есть необходимость разобраться в самом понятии «права человека» и в содержании самих прав. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека содержит 30 статей. Соответствующий раздел Конституции Российской Федерации – 48 статей. Обычно весь комплекс прав принято разделять на личные, политические, социальные, экономические и культурные права. Это – чрезвычайно широкая область права, касающаяся обеспечения законных прав и интересов личности и общества во всех сферах жизни.

Однако в информационном пространстве, как на Западе, так и у нас, монопольное положение занимает либеральная трактовка прав человека и правозащитной деятельности, по сути, сводящая права человека исключительно к политической и информационной сфере (свобода слова, информации, собраний, объединений, право на самопрезентацию разнообразных меньшинств, и, в меньшей степени, свобода совести и передвижения).

Такой исключительно избирательный подход сформировался в специфической атмосфере «холодной войны», в условиях, когда «нарушения прав человека» стали основным оружием Запада в информационной войне против Советского Союза. Этот сознательно искажённый подход создал целое сословие профессиональных «правозащитников», основной специализацией которых было участие в пропагандистской войне против Советского Союза, других неугодных режимов, а теперь – против Российской Федерации. В основе такой «правозащитной» деятельности – стандартный «палочный» метод: стремление найти (или «нарисовать», если невозможно найти) как можно большее количество нарушений в области свободы слова, свободы собраний или избирательного права.

Однако и свобода слова, и свобода собраний и объединений, безусловно, важные и полезные нормы существования современной политической системы, - не являются самодостаточными. Они – лишь инструменты, формы, позволяющие тем или иным социальным и политическим группам граждан добиваться реализации собственных прав и интересов. Настоящие права лежат в социальной и экономической сферах. Касаются возможности справедливого распределения общественных благ. Именно это – реальное, а не мифическое, содержание прав человека. Право на труд и отдых, образование, здравоохранение, социальную помощь, нормальные жилищные условия и среду обитания. Именно эти права, их защита, должны стать основным фокусом внимания общества и политического класса.

Либеральная позиция защиты «прав и свобод» - это попытка уйти от реальных проблем, забыть о существующих в современном буржуазном обществе перекосах и диспропорциях, «сменить повестку», перенастроить общество с защиты настоящих прав и интересов конкретных людей и групп на мифическую «защиту прав правозащитников». Это – не ошибка и заблуждение, а сознательная позиция, игнорирующая интересы подавляющего большинства граждан страны.

 spch-logo О правах подлинных и мнимых

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 О правах подлинных и мнимых
banner-cik-min О правах подлинных и мнимых
banner-rfsv-min О правах подлинных и мнимых
expert-min-2 О правах подлинных и мнимых
partners 6
eac_NW-min О правах подлинных и мнимых
insomar-min-3 О правах подлинных и мнимых
indexlc-logo-min О правах подлинных и мнимых
rapc-banner О правах подлинных и мнимых