Политолог, эксперт Центра ПРИСП
25.12.2019

Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о перспективах и рисках при переходе в региональных центрах к мажоритарному формату выборов в городские думы.

Конец 2019 года отмечен началом перехода целого ряда регионов к мажоритарному формату выборов в городские думы их административных центров. Такого рода решение уже приняло заксобрание Нижегородской области (дополнительно сократив число депутатских мандатов с 47 до 35). Ульяновская облдума наделила власти трех крупных городов региона (Ульяновск, Новоульяновск и Димитровград) правом самостоятельно осуществить переход к мажоритарной системе. 24 декабря депутаты Самарской областной думы рассмотрели законопроект о проведении муниципальных выборов по мажоритарному принципу. В Астраханской области законопроект о внедрении мажоритарной системы на выборах в думу региональной столицы принят в первом чтении.

Соответствующие поправки внесены на рассмотрение городского совета Владимира. Президиум гордумы Ижевска одобрил идею снижения количества депутатов и увеличения удельной доли «одномандатников» в составе представительного органа (по спискам будут распределяться лишь 10 мест из 35). В Костроме состоялись публичные слушания о переходе к мажоритарной системе. В январе 2020 года они должны пройти в Магадане.

Причины реформы

Вероятнее всего, переход к мажоритарной системе, как и сокращение доли «списочных» депутатов, обуславливается динамикой рейтинга «Единой России». После его обрушения летом 2018 года, вызванного пенсионной реформой, этот показатель продолжает колебаться в опасной близости от психологически значимой отметки в 30%. Согласно данным ВЦИОМ, в середине декабря рейтинг партии власти обновил исторический антирекорд, упав до 31,4%. Для сравнения, в середине марта 2018 года он составлял более 52%, а в конце декабря того же года – 35,6%.

Исследования ФОМ позволили зафиксировать актуальное значение рейтинга «партии власти» на уровне 33%. В марте 2018 года о намерении голосовать за ЕР заявлял 51% респондентов, в декабре – 34%.

Следствием этого стали критически низкие результаты голосования по партийным спискам, что ярко проявилось на примере выборов в законодательные собрания регионов. Так, в 2018 году в 6 субъектах «партию власти» поддержали менее 35% избирателей в ходе голосования по спискам (то есть ее результат оказался ниже федерального рейтинга). В Хакасии ЕР набрала 26,17% голосов, в Иркутской области – 27,8%, в Забайкальском крае – 28%, во Владимирской области – 29,57%, в Ульяновской – 33,87%, в Ивановской – 34,14%.

Еще в двух регионах уровень поддержки «партии власти» лишь незначительно превышал планку в 35%: в Смоленской области он составлял 36,26%, в Ярославской - 37.27%. В Бурятии за список ЕР проголосовал только 41,19% избирателей.

Избежать системного кризиса единороссам позволили лишь результаты выборов в одномандатных округах. Так, в Хакасии кандидаты от ЕР победили в 12 округах из 22, в Забайкальском крае – в 13 из 24, во Владимирской области – в 16 из 19, в Ивановской – в 10 из 13, в Смоленской области в 17 округах из 24, в Ярославской – в 20 из 25. В целом в ходе региональных выборов 2018 – 2019 годов представители партии власти сумели одержать победу в 70% одномандатных округов.

Таким образом, переход к выборам в думы административных центров регионов представляется вполне логичным шагом, предпринятым в интересах удержания ЕР большинства в их рамках. Решение данной задачи имеет значение не только в контексте сохранения контроля над политической ситуацией в региональных столицах, но и с имиджевой точки зрения. Накануне выборов в Госдуму демонстрация «партией власти» недостаточно высоких результатов неизбежно была бы интерпретирована как признак слабости, что способствовало бы мобилизации оппозиционного и протестно настроенного избирателя.

Сопровождающее этот процесс сокращение общего числа мест в гордумах административных центров, вероятно, объясняется следующими опасениями со стороны власти. По неподтвержденным данным СМИ, полученным из анонимных источников, разработчики реформы опасаются, что увеличение числа избирательных округов будет сопровождаться уменьшением стоимости проведения кампании (в силу сокращения размеров их территории). Кроме того, уменьшение размеров одномандатного округа, в особенности – при условии низкой явки, может придать решающий характер преимуществу в несколько сотен или даже десятков голосов одного кандидата над другим.

Все это сформировало бы «окно возможностей» для кандидатов, обладающих сравнительно небольшой ресурсной базой. Вероятнее всего, решение сократить число мандатов было принято в качестве контрмеры против возникновения такого рода рисков.

За и против

Переход к мажоритарной системе выборов или увеличение доли «одномандатников» может стать действенным инструментом, который позволит ЕР поддерживать свое доминирование на уровне административных центров региона. На это четко указывает опыт избирательных кампаний последних лет. Однако это решение таит в себе и определенные риски.

Во-первых, оно равнозначно публичному признанию непопулярности ЕР и отсутствия веры в электоральный потенциал партии даже среди ее руководства.

Во-вторых, новая система усилит зависимость партии от местных ресурсных кандидатов и ЛОМов, которые ориентируются в своих действиях не столько на позицию руководства ЕР, сколько на интересы групп локального и регионального истеблишмента. Уровень управляемости «партии власти» может упасть, а число внутренних конфликтов в ее рядах – увеличиться.

В-третьих, преобразования явно не будут способствовать укреплению достаточно слабого института политических партий в России.

Наличие обозначенных рисков косвенным образом указывает на то, что «мажоритарный поворот» может быть тактической, временной мерой, которая уже после думских выборов 2021 года исчерпает свой потенциал. За чем закономерно последует возвращение к прежней модели формирования представительских органов в административных центрах регионов.

Впрочем, в случае сохранения рейтингов ЕР на критически низком уровне, срок существования данной системы может быть продлен.

reiting_ludi Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
banner-cik-min Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
banner-rfsv-min Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
expert-min-2 Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
partners 6
eac_NW-min Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
insomar-min-3 Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
indexlc-logo-min Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц
rapc-banner Мажоритарный поворот в гордумах региональных столиц