Политолог, эксперт Центра ПРИСП
05.04.2020

Коронавирус в стране невыученных уроков

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о проблемах, вскрытых в период карантина и кризиса, последствиями которых станет новая экономическая и политическая реальность.

Любой кризис системного характера неизбежно вскрывает и обостряет проблемы, наличие которых в более благополучные годы игнорировалось. И эпидемия коронавируса в России не стала в данном случае исключением.

Угроза из «тени»

Согласно данным опроса, проведенного Институтом общественных наук РАНХиГС осенью 2019 г., около 25 млн. россиян (т.е. около трети трудоспособного населения) работают в теневом секторе или получают «серую» зарплату. По оценке Росстата, в конце 2018 г. число неформально занятых в экономике граждан РФ достигало 14 млн. человек (более 19% от общей численности занятых). В соответствии с данными Росфинмониторинга, удельный вес теневого сектора экономики России достигал около 20% ВВП. При этом данная оценка не включала в себя неформальное производство (в том числе «гаражную экономику»), на долю которого приходится еще 10% ВВП.

В условиях режима повышенной готовности существенная часть производств теневого сектора прервала работу либо резко сократила масштабы деятельности. Ни владельцы предприятий, ни их сотрудники не могут рассчитывать на оказание помощи в рамках официальных государственных программ. Кто-то наверняка порадуется проблемам теневого сектора. Однако необходимо понимать, чем может обернуться его стагнация уже в реальной перспективе. Так или иначе, «теневеки» обеспечивали большое число рабочих мест с приемлемой оплатой труда, существенно ограничивая размер официальной безработицы. Их существование обеспечивало наличие платежеспособного спроса на товары и услуги. Получаемые «в конверте» зарплаты конвертировались в рост доходов присутствующих на рынке продавцов товаров и услуг, а также обеспечивали уплату ряда косвенных налогов. За счет этого теневой сектор играл роль ресурса, обеспечивающего макроэкономическую стабильность. Кризис внутри него неизбежно ударит по положению «официального» сегмента экономики. Не говоря уже о том, что несколько миллионов лишившихся средств к существованию людей легко могут быть мобилизованы для организации несанкционированных акций протеста или даже участия в полноценных массовых беспорядках.

О высокой значимости проблемы «серых зарплат» свидетельствует в том числе информация, поступающая на горячую линию президентского Совета по правам человека. Комментируя содержание обращений, поступающих от граждан, глава СПЧ Валерий Фадеев обратил особое внимание на проблемы, связанные с неформальной занятостью.

«Сложившаяся ситуация дает повод навести порядок в сфере занятости: значительная часть обратившихся перебивается случайными заработками либо получает заработную плату "в конвертах". В обоих случаях уровень жизни людей резко падает, так как банк может дать беспроцентный кредит для выплаты зарплаты только в объеме платежных ведомостей, где суммы занижены» - заявил Фадеев.

Отдельно необходимо отметить наличие рисков, связанных с существованием внутри теневого сектора многочисленной «трудовой армии» нелегальных мигрантов. Их положение является еще более шатким, чем у «теневиков»-граждан РФ. В условиях разрастания эпидемии, ужесточения контроля за перемещением между регионами, свертывания международного транспортного сообщения и дефицита ресурсов силовых структур проблема «нелегалов» не может быть решена посредством выдворения за пределы России. Однако большинство из них также лишены возможности «переждать» кризис. В настоящее время в социальных медиа уже широко обсуждается возможность всплеска преступности как среди нелегальных мигрантов, так и их соотечественников, прибывших в РФ на вполне законных основаниях. Положение усугубляет рост ксенофобии, вызванный, в том числе, тиражированием негативных стереотипов об «азиатах-распространителях вируса»

Сложившаяся ситуация является естественным следствием макроэкономической политики государства. Последняя, с одной стороны, снижала рентабельность многих производств за счет роста фискального бремени, создания избыточных механизмов контроля над бизнесом, низкой доступности и высокой стоимости кредитов и т.д. С другой стороны, теневой сектор получил неофициальную индульгенцию на существование, поскольку его наличие позволяло ограничить рост социальной напряженности, связанной с дефицитом рабочих мест с удовлетворительным уровнем оплаты труда.

Эта схема длительное время оставалась рабочей, однако системный кризис, связанный с обесцениваем национальной валюты и последствиями противоэпидемических мероприятий, закономерно превратил ее в фактор дестабилизации.

Российский бизнес: трюм и палуба «Титаника»

Ситуацию усугубляет совпадение ряда иных негативных факторов, связанных с длительным игнорированием элитами накопившихся проблем. Даже работающий «по белым схемам» бизнес страдает от нехватки оборотных средств и высоких ставок по кредитам. Как следствие, «жировой запас» многих предприятий очень тонок. Как следствие, многие работодатели принуждают сотрудников писать заявления о предоставлении неоплачиваемого отпуска на апрель 2020 г. Работники, в силу крайней слабости профсоюзов, широких масштабов найма на основе договоров гражданско-правового характера и высокой стоимости услуг адвокатов, не способны обеспечить соблюдение собственных прав. В результате заявления представителей власти о сохранении заработной платы на «нерабочий период» воспринимаются зачастую сугубо негативно.

Роль раздражающего фактора играет и то, что многие из заявленных мер поддержки бизнеса не гарантируют однозначного предоставления помощи предпринимателям. В частности, решение о предоставлении кредитных каникул зависит от воли представителей банка. Неоднозначную реакцию вызвало и решение о выделении целевых беспроцентных кредитов субъектам МСП на выплату зарплаты работникам. Как выяснилось, по истечению 6 месяцев ставка по кредиту будет увеличена до 4%. Это естественным образом привело к возникновению эффекта относительной депривации и росту негатива в адрес власти.

Не лучшим образом на ситуации отразилось отсутствие должного медиасопровождения такого события, как публикация списка системообразующих компаний, которые могут рассчитывать на господдержку в период кризиса. Без должного позиционирования и аргументации наличие в этом перечне нефтегазовых гигантов, таких как «Газпром» и «Роснефть», букмекерской конторы «Фонбет», ЦУМа, компаний «Адидас» и «Макдоналдс», охранных структур Росгвардии стало серьезьным ударом по имиджу власти.

На текущий момент государство фактически игнорирует наличие обозначенных проблем. И это косвенно указывает на высокую вероятность усугубления намечающегося социально-экономического кризиса.

Коронавирус, медицина и пространственное развитие

«Короновирусный кризис», по справедливому замечанию политолога, эксперта Центра ПРИСП Валерия Прохорова, также выявил цену реализации избранных элитами моделей развития здравоохранения и пространственной политики. Оптимизация системы здравоохранения позволила государству сократить расходы на ее содержание. Однако практика показывает, что реформированная медицина не обладает «запасом прочности» на случай возникновения какой-либо новой угрозы. И осознание этого наверняка станет еще одним ударом по авторитету неолиберальной политической парадигмы.

Одновременно эпидемия ярко продемонстрировала риски, связанные со ставкой элит на развитие крупных городских агломераций в качестве драйверов пространственного развития. Концентрация населения в пределах мегаполисов обернулась для их жителей риском для жизни и здоровья. А широкое распространение вахтового метода работы в крупных городах, связанного с экономическим упадком старых индустриальных центов, сформировало благоприятные условия для распространения эпидемии по остальной территории страны.

Химия политической системы

Очевидным следствием развития обозначенных проблем должен стать ощутимый прирост численности протестно настроенного электората. Также мы можем ожидать существенного сокращения масштабов патерналистских настроений в отношении действующей власти. Государство в современном виде уже не будет в той же мере восприниматься в качестве гаранта стабильности и благополучия. На фоне резкого падения уровня жизни наверняка произойдет рост популярности левых и ультраправых (близких к классическому фашизму) политических учений. Развитие соответствующих политических сил будет подпитывать запрос на новое качество национального государства и снижение притягательности политического и экономического глобализма. Тенденцию к политической поляризации и росту радикализма, вероятнее всего, будет подпитывать такое свойство коммуникации в социальных медиа, как «эффект эхо-камеры». Как правило, пользователи соцсетей общаются преимущественно с носителями той же системы ценностей, интересов и предпочтений, что в итоге способствует их закреплению и формированию убежденности в широкой общественной поддержке соответствующей политической программы.

Председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов обоснованно отмечает, что политическую реальность «после эпидемии» во многом будут определять усиление социально-экономической дифференциации и рост страха как фактора, определяющего поведение масс. При этом усугубление неравенства будет сопровождать появление еще больших отличий в образе жизни элиты и большинства. Как следствие, будет меняться и система идентичности россиян. Условно «классовое» сознание будет вытеснять общую гражданскую идентичность. Последнее, при условии наличия благоприятных факторов, может способствовать росту роли политических партий, если руководство последних решиться выступать в качестве выразителей интересов конкретных социальных групп. Сохранение страха, чувства тревожности (хотя бы на краткосрочный период) сделает поведение большинства россиян менее рациональным и, возможно, более агрессивным. Что откроет «окно возможностей» перед популистами разного толка.

Стабильность существующей политической системы длительное время обеспечивали взаимосвязанных фактора: уверенность в том, что государство не допустит «возвращения в 90-е», страх лишиться достигнутого в 2000-х (относительного и реального) благополучия и уверенность граждан в наличии возможности обеспечить себе достаток собственными силами (занявшись бизнесом, устроившись менеджером на высокооплачиваемую должность, отправившись работать вахтовым методом или переехав в благополучный регион и пр.). Однако в условиях «коронавирусного кризиса» эта мотивация лишается прочных оснований: власть не предпринимает шагов, которые убедили бы общество в ее способности решить накопившиеся проблемы и избежать обвала экономики.

И в данном случае положение «власть предержащих» осложняет другой «наболевший вопрос» – слабость политических институтов. Стабильность существующего политического строя обеспечивает во многом наличие «фактора Путина». Большинство россиян доверяют главе государства, однако качество восприятия прочих элементов системы власти оставляет желать лучшего. На этом фоне делегирование губернаторам широких полномочий по борьбе с эпидемией может обернуться для истеблишмента серьезными проблемами.

В точке бифуркации

Впрочем, очевидность обозначенных проблем не подразумевает высокую вероятность ревизии политического курса. С одной стороны, этому будет препятствовать фактор, отмеченный политтехнологом, директором региональных проектов Центра ПРИСП Антоном Садкиным: даже в условиях эпидемии лица, принимающие решения, демонстрируют приверженность старым подходам и методам работы. Игнорируя даже то, что их применение может создать угрозу для жизни и здоровья самих чиновников. Ригидность мышления российской бюрократии ни в коем случае нельзя игнорировать.

С другой стороны, переход к новой экономической политике потребует не только выделение значительных ресурсов, но и существенных изменений в балансе сил внутри политического и экономического истеблишмента. Условный «новый курс» неизбежно приведет к тому, что многие из бенефициаров существующей экономической модели лишаться своих позиций. И потому активное противодействие реформам с их стороны будет более чем ожидаемым.

Однако в отсутствие оперативных, системных и решительных действий описанный выше образ будущего имеет более чем высокие шансы на воплощение в жизнь. Данный прогноз выстроен на основании гипотезы, согласно которой российские элиты будут придерживаться текущего курса антикризисных мер. Однако у него имеется целый ряд альтернатив. Остается надеяться, что лица, принимающие решения на высшем уровне, сумеют сделать правильный выбор.

 corona virus mir

 
Партнеры
politgen-min-6 Коронавирус в стране невыученных уроков
banner-cik-min Коронавирус в стране невыученных уроков
banner-rfsv-min Коронавирус в стране невыученных уроков
expert-min-2 Коронавирус в стране невыученных уроков
partners 6
eac_NW-min Коронавирус в стране невыученных уроков
insomar-min-3 Коронавирус в стране невыученных уроков
indexlc-logo-min Коронавирус в стране невыученных уроков
rapc-banner Коронавирус в стране невыученных уроков