Политолог, эксперт Центра ПРИСП
16.04.2020

Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает следить за динамикой потребительских расходов и приходит к выводу, что пока неизбежного обрушения экономики не ожидается.

В минувший вторник проект «Сберданные» опубликовал очередное исследование, посвященное оценке потребительской активности россиян.

Потребительский спрос в «выключенной» экономике

За период с 6 по 12 апреля расходы россиян на товары и услуги сократились на почти 20% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Относительно прошлой недели объем затрат вырос на 2,7%, предположительно – за счет нарушения правил самоизоляции.

Розничный товарооборот упал на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., объем безналичных расходов на покупку услуг – на 54,1%. Последняя тенденция, вероятно, будет закреплена благодаря переходу ряда банков к политике сокращения доступных лимитов по кредитным картам и ужесточения условий выдачи соответствующих продуктов.

По оценкам экспертов Сбербанка, в апреле 2020 г. потребительский спрос домохозяйств может «сжаться» приблизительно на 1 трлн. рублей (около 0,9% ВВП).

Объем расходов в реальном выражении ощутимо вырос по сравнению с сопоставимым периодом 2019 г. в таких сегментах, как «Продуктовые магазины» (10,1%), «Винные магазины» (32,1%) и «Телекоммуникационное оборудование» (36,7%).

В рамках увеличения расходов на алкоголь особую роль, очевидно, играет реализация крепких напитков: согласно данным компании Nielsen, с 9 марта по 5 апреля динамика продаж водки еженедельно увеличивалась. В начале марта прирост составлял 10%, четыре недели спустя – 34%. Расходы на приобретение пива также увеличились (в конце марта – начале апреля прирост составил 25% в неделю). Одновременно наблюдалось падение спроса на игристые вина (прирост показателя за 4 недели сократился с 11% до 1%).

Негативная динамика наблюдается в сегменте «Цифровые товары»: на прошедшей неделе прирост расходов (по сравнению с показателями минувшего года) составил всего 1,5% против 17,4% неделей ранее. Последнее может быть признаком исчерпанного спроса.

Было зафиксировано частичное восстановление спроса в категории «Товары для ремонта». Размеры расходов в этом сегменте упали лишь на 5,2% по сравнению с сопоставимым периодом 2019 г. Неделей ранее сокращение трат на товары для ремонта составляло 33,6%.

Также ощутимое восстановление объема расходов фиксируется в сегментах «Развлечения» (– 72,7% против – 85,2% неделей ранее), «Мебель и предметы интерьера» (– 69,2% против – 81%), «Цветы и подарки» (– 63,7% против – 76,3%), «Канцтовары» (– 62,1% против – 79,5%), «Книги/Музыка/Фото/Видео» (– 58% против – 74,5%), «Ремонтные услуги» (–61,6% против – 48,5%), «Бытовая техника и электроника» (–58,2% против – 48,1%), «Хобби и увлечения» (– 65,4% против – 47,6%), «Автозапчасти и аксессуары» (– 68,5% против – 31,6%) и «Универсальные магазины» (– 32,5% против – 20,2%).

Впрочем, по оценке экономистов Сбербанка эту динамику вряд ли можно буквально охарактеризовать как улучшение. Речь скорее идет о характеристике уровней, на которых может сохраняться спрос после резкого падения в начале апреля.

Одновременно наблюдается падение расходов в таких секторах, как «Компьютеры и ПО» (–51,7% против –37,1% неделей ранее) и «Контрактные услуги» (–41,6% против –75,8%).

В целом ситуации остается достаточно тревожной. В таких сегментах, как «Турагентства», «Ювелирные изделия», «Авиабилеты», «Одежда, обувь и аксессуары», «Салоны красоты/Массаж/SPA» и «Спорт» сокращение потребительских расходов составило более 90%, в категориях «Отели», «Образование», «Парковки и гаражи» – свыше 80%. Затраты на локальный транспорт, товары для красоты и здоровья, развлечения и кафе, бары и рестораны снизились больше чем на 70%. В сегментах «Мебель и предметы интерьера», «Дорожные пошлины», «Такси», «Медицинские услуги», «Цветы и подарки» и «Канцтовары» расходы «просели» на уровне свыше 60%. Спрос на книги, музыку, фото- и видеопродукцию, компьютеру и ПО сократился более чем на 50%. Расходы на ремонтные услуги упали на 48,5%, на бытовую технику и электронику – на 48,1%, на хобби и увлечения – на 47,6%, на контрактные услуги – на 41,6%, на аренду автотранспорта – на 36,9%, на автозапчасти и аксессуары – на 31,6%, на топливо и услуги автосервисов – на 26,4%.

Ключевой причиной замедления экономики, как заключают авторы исследования, остается «выключение» предложения на стороне бизнеса в рамках мер по борьбе с эпидемией коронавируса.

Социология падающей экономики

Данные аналитиков Сбербанка, что вполне очевидно, необходимо оценивать в контексте прочей информации о развитии кризисных тенденций в экономике.

Вероятность того, что запущенная властями программа помощи бизнесу позволит эффективно купировать риски, порожденные падением спроса, пока остается достаточно низкой. По крайней мере, это утверждение обосновано в отношении малых и средних предприятий.

Эксперимент, проведенный бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, показал следующие результаты: из 158 заявок на беспроцентный кредит «на зарплату» для объектов малого и среднего бизнеса, поданных соответствующим числом компаний в 29 регионах, банки одобрили лишь 6. Программа, на реализацию которой властями было выделено 150 млрд. рублей, практически не работает.

Последнее, возможно, отчасти связано с непродуманными действиями самих банков. В марте 2020 г., в связи с вызванной резким падением цен на нефть паникой, резко вырос спрос на кредитные продукты: россияне начали приобретать жилье и автотранспорт, опасаясь грядущей девальвации рубля. По данным Frank RG, в марте объем выданных россиянам розничных кредитов вырос на 22% по сравнению с предшествующим месяцем, до 920,6 млрд. руб. Однако «приостановка» экономики в связи с эпидемией автоматически поставила под вопрос погашение взятых займов.

По данным Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, на начало апреля только 22% россиян пока не столкнулись с падением доходов, у 32% доходы значительно сократились, 24% лишились источника заработка.

Исследование, проведенное Центром стратегических разработок, показало, что 30% российских компаний принудительно отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск, 22% планируют прибегнуть к этой мере в течение месяца . 49% организаций перевели сотрудников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, более 20% компаний сократили размер зарплаты персонала, сохранив прежнее количество рабочих часов. В 16% организаций начались увольнения.

В итоге значительная часть пострадавших от противоэпидемических мер компаний не сможет выдать работникам зарплату. Что, в свою очередь, поставит под вопрос как погашение банковских кредитов, так и восстановление потребительского спроса. Как показал проведенный по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие» опрос, 63,6% россиян не имеют никаких сбережений.

В обозримой перспективе, по мнению экспертов Института исследований ВЭБ.РФ, реальные располагаемые доходы россиян будут лишь сокращаться (в случае отсутвия новых антикризисных мер и коррекции бюджетных правил). В апреле – июле ожидается сокращение данного показателя на 17,5%, по итогам 2020 г. – на 6,5%. Масштабы вероятного сокращения ВВП в течение 2020 г. оцениваются на уровне 3,8%. При этом подчеркивается, что ключевым фактором генерации кризиса выступают именно противоэпидемические мероприятия, а не снижение цен на нефть.

Политические последствия: болевые точки на карте

Вполне очевидно, что кризис в экономике вряд ли будет способствовать стабилизации политической системы. Однако ситуация в ряде регионов вызывает особую тревожность (именно с политической точки зрения).

С одной стороны, формируются благоприятные условия для возникновения очагов несанкционированных акций протеста и даже массовых беспорядков в столице, с другой – под угрозой оказалась экономика Крыма и Севастополя, регионов, чье благополучие имеет критически важное значение с имиджевой точки зрения.

10 апреля холдинг «Ромир» опубликовал данные опроса москвичей относительно эффективности действий федеральных властей в рамках борьбы с эпидемией. Доля респондентов, негативно оценивающих предпринятые правительством меры, выросла с 37% до 44%.

Одновременно 39% опрошенных жителей столицы сообщили о серьезном сокращении доходов, 32% временно перестали работать, а 12% были уволены. В структуре лишившихся работы респондентов наиболее высока доля людей в возрасте 45-50 лет (16%). О серьезном сокращении доходов чаще всего сообщали москвичи 35-44 лет (47%). В обоих случаях речь идет о людях, которым чаще всего приходится содержать не только себя, но и прочих членов семьи.

Параллельно формируются предпосылки для масштабного кризиса экономики в Крыму и Севастополе. Благосостояние обоих регионов серьезным образом зависит от притока туристов. По оценке эксперта Института социологии ФНИСЦ РАН Владимира Мукомеля, турпоток на полуостров в 2020 г. в лучшем случае сократиться на 20 – 30%, в рамках нейтрального сценария – на 35 – 55%, в наихудшем из вариантов может и вовсе сократиться до минимума.

Даже оптимистический прогноз предполагает, что снижение экономических показателей в регионе будет незначительно опережать общероссийскую динамику. Пессимистический сценарий и вовсе подразумевает рост безработицы на 9–12%, падение доходов граждан населения до 55–60% от среднероссийского уровня и начало массового банкротства предприятий малого бизнеса.

Счет на дни и часы

Сложившаяся на данный момент ситуация, по мнению большинства экспертов, не предполагает неизбежного обрушения экономики, которое повлечет за собой коллапс политической системы. Однако подавляющее большинство участников дискуссии солидарны в том, что в текущем виде государственные программы помощи гражданам и бизнесу не позволяют решить стратегической задачи: придать наметившемуся кризису краткосрочный характер. По мнению оптимистов, в случае адекватной реакции со стороны властей, процесс активного восстановления экономики может быть запущен уже в 2021 г. Но лишь при одном условии: в случае принятия адекватных и своевременных («здесь и сейчас») мер со стороны политического руководства.

bizness reiting

 
Партнеры
politgen-min-6 Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
banner-cik-min Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
banner-rfsv-min Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
expert-min-2 Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
partners 6
inop-min Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
insomar-min-3 Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
indexlc-logo-min Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма
rapc-banner Потребительский спрос: прирост без поводов для оптимизма