Председатель наблюдательного совета Московского центра городского развития, зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП
25.05.2020

Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут


Российский экологический оператор (ППК РЭО), курирующий мусорную реформу, назвал число действующих несанкционированных свалок. По данным ППК РЭО, сейчас в России насчитывается 1,5 тысячи полигонов, которые работают, но при этом не зарегистрированы в госреестре объектов размещения отходов. Мусорная реформа действует в России с 2019 года. В ее основе лежит лицензирование и включение в реестр размещения отходов всех свалок, которые должны соответствовать требованиям Росприроднадзора.

Для решения острой проблемы утилизации мусора нужны реальные, а не бумажные, нарисованные в красивых презентациях, инфраструктурные проекты, подкрепленные финансовыми механизмами и длинными частными инвестициями, продуманная тарифная политика, государственные преференции и гарантии, а также снятие всех административных барьеров, считает председатель наблюдательного совета Московского центра городского развития, зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин.

По данным Публичной правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК РЭО), в России без лицензии работает 1,5 тысячи нелегальных свалок. При этом в бюджете запланированы финансовые средства на рекультивацию менее чем для 200 из них.

На текущий момент в федеральной схеме более 4 тысяч объектов по сортировке, обработке, обезвреживанию, накоплению и захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО), из которых около 1,5 тыс. – это свалки, работа которых должна быть прекращена.

Главный критерий отнесения свалок к незаконным – отсутствие этих объектов в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО). В данный момент в реестре содержится информация о 1118 мусорных полигонах. Свалки, работа которых должна быть прекращена, в федеральной схеме разделены на три типа: 426 несанкционированных свалок; 571 санкционированная свалка, но превышены лимиты размещения отходов; 556 мест временного хранения отходов. Суммарно получается 1553 объект. Наиболее сложная ситуация на Дальнем Востоке, республиках Северного Кавказа и юге Сибири.

При этом Росприроднадзор ранее сообщал информацию о более чем 27 тысяч несанкционированных мест размещения отходов в России. Из них 18 тысяч было частично и полностью ликвидировано, но осталось как минимум около 9 тысяч свалок (от небольших навалов мусора рядом с садовыми товариществами до огромных нелегальных мусорных полигонов). При этом в бюджете федерального проекта «Чистая страна» (входит в Национальный проект «Экология») запланировано только 124 миллиарда рублей для рекультивации 191 свалки в черте российских городов.

Разработанная ППК «РЭО» федеральная схема в виде интерактивной карты основана на данных территориальных схем по обращению с отходами, а также сведений региональных операторов, практически занимающихся вывозом и утилизацией мусора (всего в России действует 283 региональных оператора).

Схема включает в себя: перечень источников образования отходов – 19 968 муниципалитетов; перечень действующих и перспективных объектов по обращению с ТКО – 2486 объектов; содержится информация об объеме ежегодного образования отходов в 65 млн тонн ТКО (это примерно 5% от общего объема, остальные 95% – это промышленные отходы).

По мнению разработчиков федеральной схемы, она поможет оптимизировать места расположения и мощности объектов по обращению с ТКО и обеспечить выполнение целей национального проекта «Экология» (60% обработки ТКО и 36% утилизации).

Кроме того, собраны данные по морфологии российского мусора: пищевые отходы составляют 30%, макулатура – 21%, пластик – 10%, стекло – 7%, металлы – 4% и прочее – 28%. Сейчас 47,4 миллиона тонн захораниваются без обработки и лишь 18,2 миллиона тонн отходов подвергаются обработке.

По данным ППК «РЭО», действующих мощностей по утилизации отходов в России всего 1238 объектов, из них: металлы – 238 мощностью 15,2 миллионов тонн; пластик – 217 мощностью 1 миллионов тонн; бумага и картон – 217 мощностью 5 миллионов тонн; стекло – 59 мощностью 2 миллиона тонн; резина – 227 мощностью 0,62 миллиона тонн; электроника – 40 мощностью 0,2 миллиона тонн; другое – 240 мощностью 8,3 миллионов тонн. Совокупная производственная мощность объектов утилизации составляет около 18 миллионов тонн. Часть мощностей недозагружены. По планам ППК «РЭО» до 2024 года планируется нарастить мощность до 37 миллионов тонн (более 50% всего объема).

Оптимальный баланс утилизации отходов в России ППК «РЭО» предлагает следующий: 7-9 миллионов тонн – отбор вторичных ресурсов; 10-12 миллионов тонн – компостирование; 4-6 миллионов тонн – производство топлива (RDF); 4 миллиона тонн – энергетическая утилизация (мусоросжигание).

Проект территориальной схемы предполагает строительство и реконструкцию 868 «мусорных» объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора общей мощностью 4,3 миллиона тонн в год. Минимальная стоимость инфраструктуры оценена в 101 миллиарда рублей. Недавно озвученные планы «Ростеха», «Росатома» и ВЭБа построить в России 25 мусоросжигательных заводов в документе не учтены.

Также в планах ППК «РЭО» постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 миллиона тонн (минимум 115,7 миллиардов рублей) и 355 сортировочных станций (мощностью 51,9 миллионов тонн, стоимостью 201,8 миллиардов рублей). Большое число новых полигонов в ППК «РЭО» объясняют тем, что «целесообразнее строить новые, современные полигоны, которые обеспечивают защиту почвы, воды от попадания фильтрата, чем использовать существующие, где такой защиты нет». Отмечается, что в федеральной схеме присутствует большое количество новых сортировок, а объемы отсортированных фракций будут направляться на объекты по утилизации вторичных ресурсов.

Заместитель директора ППК «РЭО» Алексей Макрушин недавно в рамках проведенного вебинара приводил данные о международном опыте США и Германии.

В США по его данным ежегодно образуется 268 миллионов тонн. ТКО, из них: 52% – полигонное захоронение; 25% – переработка; 13% – сжигание; 10% – компостирование. Морфология американских коммунальных отходов следующая (в миллионах тонн): бумага и картон – 65,9; металлы – 33,3; стекло – 26,6; резина и кожа – 18,3; текстиль – 15,2; пластик – 8,4.

Во многом российская система обращения с отходами похожа на американскую. В данный момент в нашей стране внедряется двухконтейнерная система раздельного сбора отходов («грязные» и «чистые»). Аналогичная система действует в США в большинстве штатов.

В Германии ситуация по уровню переработки отходов намного более продвинутая. Там действует 5-ти контейнерная система (органика, макулатура, легкая упаковка, стекло, остаточный мусор). Данные уровня переработки и вторичного использования отходов за 2018 год: стекло – 75%; бумага и картон – 70%; черные металлы – 70%; алюминий – 60%; пластик – 36%. За 2019 год: стекло – 80%; бумага и картон – 85%; черные металлы – 80%; алюминий – 80%; пластик – 58,5%. Плановые показатели к 2022 году: стекло – 90%; бумага и картон – 90%; черные металлы – 90%; алюминий – 90%; пластик – 63%.

Стоимость работы по такой утилизации с каждого жителя составляет 135 евро (региональные операторы, в значительной степени дотируется государством) и расширенная ответственность производителя (оплачивают производители упаковки) в 12 евро в год.

Стоимость утилизации ТКО в России на человека составляет примерно 150 рублей в месяц (около 2 евро), соответственно в год примерно 1800 рублей (24 евро). Разница с Германией составляет более чем шесть раз.
Безусловно, проведенная ППК «РЭО» большая аналитическая работа по сбору и обобщению информации об объемах образования ТКО, логистике их перемещения, действующих и перспективных объектах по сортировке и переработке ТКО крайне полезна, а предложенные технологии цифровизации и математическому моделированию по поиску оптимальной схемы организации отрасли обращения с отходами заслуживают серьезного экспертного анализа.

При этом необходимо понимать, что построение экономики замкнутого цикла (экономическая модель, основанная на возобновлении ресурсов, минимизации и вторичном использовании отходов) – это стратегическая цель, реализация которой, скорее всего, затянется на десятилетия в нашей стране и точно не будет решена до 2024 года в рамках национального проекта «Экология».

Мы находимся в ситуации, когда более 90% отходов в России захораниваются на полигонах и нелегальных свалках, площадь которых достигла более 40 тысяч квадратных километров, это площадь таких государств, как Швейцария или Нидерланды. И основная задача ППК «РЭО» и Минприроды РФ оперативно решить более простую задачу по резкому снижению объема полигонного захоронения.

Для исправления ситуации нужны большие деньги, которых сейчас нет и взять их особо неоткуда. Собираемость платежей за коммунальную услугу по вывозу ТКО составляет в целом по стране около 50% (в некоторых регионах около 30%), а дебиторская задолженность региональных операторов 44 миллиардов рублей при годовом обороте отрасли в 150 миллиардов рублей 15 региональных операторов уже банкроты, еще около 30 в крайне сложном финансовом положении. Правительство России уже выделило 9 миллиардов рублей на покрытие их кассовых разрывов и финансовое оздоровление. Главная цель этой субсидии – обеспечить санитарную очистку территории и не допустить коллапса отрасли.

Также очевидно, что глобально федеральный бюджет в сложившихся экономических реалиях (глобальный финансовый кризис и пандемия COVID-19), не сможет профинансировать в обозримой перспективе строительство необходимой инфраструктуры по сортировке и переработке отходов. Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут направлены на поддержания минимального уровня жизни малоимущих, обеспечения социальных выплат и пенсий, но никак на крайне затратные инфраструктурные проекты мусорной индустрии.

Нужны реальные, а не бумажные, нарисованные в красивых презентациях, инфраструктурные проекты, подкрепленные финансовыми механизмами и длинными частными инвестициями, продуманная тарифная политика, государственные преференции и гарантии, а также снятие всех административных барьеров. Без решения этих вопросов всерьез обсуждать предлагаемые планы, изложенные в федеральной схеме ППК «РЭО», не имеет смысла.

Svalka musor Podmoskove

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
banner-cik-min Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
banner-rfsv-min Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
expert-min-2 Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
partners 6
eac_NW-min Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
insomar-min-3 Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
indexlc-logo-min Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут
rapc-banner Бумажные инфраструктурные проекты мусорной реформе не помогут