Мемориальная политика: запрет на сравнение СССР с рейхом
Президент России Владимир Путин поддержал идею главы думского комитета по культуре Елены Ямпольской на законодательном уровне запретить сравнивать цели и действия СССР и нацистской Германии.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что данное ограничение гарантировано не принесет существенной пользы, и в то же время эта мера может стать источником весьма ощутимых проблем.
Четыре довода к разуму
Во-первых, речь идет об исключительно реактивном подходе к устранению затруднений, возникающих на поле мемориальной политики. Законодателям предлагают бороться с симптомами болезни вместо того, чтобы заняться устранением причин ее возникновения. В этом плане инициатива Елены Ямпольской отчасти напоминает подход, ныне практикуемый в отношении нацистской символики. Мы удаляем свастику из кадров кинофильмов и штрафуем граждан за изображения поверженных знамен немецких дивизий. И в то же время уделяем минимальное внимание вопросу о том, почему потомки людей, поставленных нацизмом на грань тотального истребления, в принципе приобщаются к идеологии «третьего рейха» и героизируют палачей собственных прадедов.
Во-вторых, демонстрируя возмущение сравнением СССР и нацистской Германии, российские чиновники откровенно лукавят. Образ Советского Союза как «тоталитарной империи зла» последние три десятилетия активно и последовательно выстраивало как само российское государство, так и тесно аффилированные с ним круги в среде культурной элиты. Если провести эксперимент и ознакомить мало осведомленного о событиях российской истории иностранца (условно, жителя Новой Зеландии или Парагвая) с экранизациями таких литературных произведений, как «Зулейха открывает глаза», «В круге первом», «Дети Арбата», а затем вручить ему «Архипелаг ГУЛАГ» (включенный в школьную программу с 2009 г.) и пару церковных произведений о репрессиях в отношении духовенства, то на выходе мы с вероятностью в 99% получим человека, отождествляющего коммунизм и нацизм. Фактически в рамках процесса демонизации СССР российский истеблишмент выступает одновременно и главным заказчиком, и исполнителем.
В 1990-х гг. это обуславливалось политическим прагматизмом. Нельзя демонтировать старый политический режим, провести непопулярные экономические реформы и оставить при этом репутацию предшественников не очерненной – в противном случае твоя легитимность может быстро упасть до уровня дна Марианской впадины. В настоящее время объективная потребность в этом пропала, напротив, позитивный советский миф, в особенности – в его «имперской» редакции, может стать в руках элит эффективным инструментов управления политическим процессом. Однако политика «десоветизации» социальной памяти россиян продолжает активно развиваться. В результате в случае одобрения инициативы Ямпольской государство во многом уподобится гоголевской унтер-офицерской вдове в порядке самобичевания.
В-третьих, запрет будет действовать, в лучшем случае, на поле традиционных СМИ. Масштабы его на площадках ведущих социальных сетей и мессенджеров (многие из которых находятся исключительно в зарубежной юрисдикции) заранее можно оценить как ничтожно малые.
В-четвертых, судя по опыту применения нормы закона о демонстрации нацистской символики, можно ожидать, что правоохранители начнут привлекать к ответственности наших сограждан, пытающихся опровергнуть заявления о тождественности СССР и нацистской Германии. Ведь добиться этого можно лишь одним путем: сопоставив цели и методы действия двух сторон.
Погоня за «неуловимым Джо»
Наконец, возникает вопрос: не ведут ли законодатели борьбу с «бумажными тиграми»?
В 2018 г. 87% россиян, участвовавших в опросе Левада-центра, упомянули победу в Великой Отечественной войне как повод для гордости за собственную идентичность. В 2020 г. 95% респондентов упомянули победу над нацистской Германией в качестве основного события национальной истории в XX в. 69% опрошенных обозначили победу 1945 г. как главное событие в истории России в целом. 49% респондентов указали «разрушение СССР» как главный повод для возникновения чувства стыда и огорчения при обращении к истории минувшего столетия (за последние 12 лет доля соответствующих ответов увеличилась на 11%). Репрессии, террор, депортации («джентельменский набор» любителей отождествлять СССР и «третий рейх») упомянули лишь 23% опрошенных (против 35% в 2008 г.).
Исследования Левада-центра также показывают, что в 2008 – 2019 гг. доля россиян, уверенных в том, что для политической системе СССР была характерна «забота государства о простых людях», выросла с 29% до 59%. Одновременно с 14% до 39% увеличилось число респондентов, полагающих, что отличительной чертой советского периода отечественной истории являлось «постоянное улучшение качества жизни людей».
В 2017 г. социологи ВЦИОМ установили шокирующий факт: 62% респондентов одобряют идею установки памятных знаков, посвященных достижениям, заслугам и победам И.В. Сталина. Причем среди молодежи уровень поддержки этой инициативы составил 77%. Только 28% опрошенных заявили о необходимости создания памятных знаков, повествующих о неудачах и преступлениях «отца народов». При этом проведенный чуть ранее опрос показал, что 90% совершеннолетних россиян осведомлены о сталинских репрессиях.
Эти цифры наглядно подтверждают то, что либо большинство россиян в принципе мало восприимчивы к попыткам конструирования в массовом сознании антиобраза СССР, либо противодействия со стороны энтузиастов-общественников более чем достаточно, чтобы купировать распространение мифа о «красной империи зла». Попытки приравнять Советский Союз к нацистской Германии и в целом негативное позиционирование политической системы СССР соответствующего периода, несмотря на достаточно широкую популярность в среде культурного истеблишмента, не находят отклика в широких слоях населения.
Таким образом, декларации в духе «КПСС=НСДАП» не могут принципиальным образом повлиять на позитивное восприятие большинством наших сограждан событий Великой Отечественной войны. И в то же время введение официального запрета на публичное отождествление Советского Союза и нацистской Германии, с одной стороны, не приведет к пресечению соответствующих практик, а с другой – затруднит опровержение подобных заявлений. В лучшем случае новый «запретительный» закон будет бесполезен, в худшем – станет препятствием для борьбы с отрицанием подвига народа-победителя.