logo_VK В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
11.11.2020

В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?

 

Духовное управление мусульман Российской Федерации вынесло богословское заключение, запрещающее мужчинам, исповедующим ислам, жениться на представительницах других религий. Заключать брак между ними дозволяется лишь в исключительных случаях по решению местного муфтия.

Духовное управление мусульман Российской Федерации, возглавляемое муфтием Равилем Гайнутдином, является одним из двух крупнейших объединений мусульманского духовенства в РФ.

Центральное духовное управление мусульман России и прочие объединения исповедующих ислам россиян не заявляли о поддержке позиции коллег из ДУМ РФ.

Согласно заявлению первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова, фетва не может быть юридически обязательной для верующих и представителей духовенства, часть которых выступили против ее принятия.

Решение ДУМ РФ прокомментировал доктор философских наук, профессор, эксперт Российской академии наук и Национального антитеррористического комитета, директор Центра региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета Игорь Добаев.

В Российской Федерации 99,99% мусульман относятся к числу суннитов. Подавляющее их большинство является ханифитами (последователями одной из четырех религиозно-правовых школ или мазхабов суннитского ислама, названной по имени ее основателя Абу Ханифы). Исключение составляют лишь республики Северо-Восточного Кавказа – Ингушетия, Чечня и Дагестан. Они относятся к шафиитскому мазхабу (представителей которого не стоит путать с шиитами). Ханифитский мазхаб (также известный как турецкий, поскольку ранее он являлся господствующей правовой школой в Османской империи) считается самым мягким. Он демонстрирует даже некоторую способность адаптации к доисламским ценностям. Поэтому он не никогда не подразумевал и в данный момент не подразумевает запретов на браки мусульман-суннитов с иноверками. А в шафиизме и более строгих исламских правовых школах, таких как маликизм и, тем более, ханбализм, соответствующие ограничения существуют. Но на территории России маликиты и, тем более, ханбалиты, не представлены.

Важно отметить еще один момент. В Российской империи мусульманское духовенство было иерархически организовано, и имелось одно духовное управление мусульман. В советский период количество духовных управлений увеличилось до четырех. А после крушения СССР их число выросло до нескольких десятков. И они конкурируют между собой. Основные соперники – это Центральное духовное управление мусульман России во главе с Талгатом Таджудинном, который считается одним из крупнейших авторитетов в силу возраста и высокого уровня подготовки, и Духовное управление мусульман Российской Федерации (более известное под старым названием, как Духовное управление мусульман Европейской части России) во главе с Равилем Гайнудином.

Насколько я понимаю, суть происходящего заключается в следующем. Процесс реисламизации прошел. Более того, можно говорить о спаде в его развитии. И для того, чтобы как-то себя показать, прежде всего – в политических целях, Духовное управление мусульман Европейской части России и выступило с таким заключением. Я думаю, что оно никем не будет поддержано. Тем более, что ему мало кто следует. Может быть, его придерживается лишь небольшая прослойка мусульман на Северо-Восточном Кавказе. Дагестанцы точно не следуют этому завету. Среди чеченцев и ингушей распространена немного другая позиция. Они могут, например, иметь за пределами республики временных жен. А у себя на родине, в ауле, его ждет единоверка.

Нужно отдельно выделить и другой момент: для мусульман эта тема очень щепетильна, и потому многие политики и общественные деятели, принадлежащие к исламской общине, не вполне свободны в своих оценках происходящего: любое неосторожное высказывание может вызвать негативную реакцию со стороны их единоверцев.

Решение ДУМ РФ прокомментировал депутат Московской городской думы Магомет Яндиев.

Речь идет о давно отрегулированном вопросе. На бытовом уровне у большинства людей проявляется стремление выдавать замуж или женить своих детей только за представителей своей национальности. Эта тенденция дополняется еще и ограничениями межконфессиональных браков по религиозным основаниям. И обычаи, и религиозные запреты по своей сути обуславливается следующим. В большинстве случаев, ребенок воспитывается матерью, и воспринимает в первую очередь ту культуру, носителем которой она является. Если женщина выходит замуж за представителя другой конфессии или национальности, человек, берущий ее в жены, должен понимать, что культура его детей будет отличаться от привычной ему традиции, если жена сознательно не изменит своих ценностей и обычаев жизни. Если он это условие осознает, дальнейшее – свадьба или нет – это его законное право. Но, зачастую, многие люди, будучи ослепленными любовными чувствами, не просчитывают последствий и поэтому лишний раз напомнить им о рисках не мешает. Иначе в старости их ожидает горькое разочарование из-за того, что ценности и образ жизни их детей совершенно иные.

Поэтому введенный запрет представляет собой лишь попытку формализовать нормы поведения, что и так давно уже получили широкое распространение среди россиян. Это мы можем наблюдать и среди христиан, и среди иудеев, и среди мусульман, у русских, кавказцев, у большинства народов России. А комментируемое решение является скорее результатом желания еще раз напомнить людям о рисках, связанных с легкомысленным отношением молодежи к различиям в религиозных убеждениях между потенциальными супругами.

Решение ДУМ РФ прокомментировал доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Камалудин Гаджиев.

Откровенно говоря, сначала я принял сообщение в Интернете о фетве за фейк, настолько оно выглядит нонсенсом. Если на Западе разворачиваются тенденции и процессы дехристианизации и разрушения традиционных ценностей христианства, проблема почти всех конфессий в России состоит в попытках агрессивного навязывания вероисповедных установок, правил, норм, установок образа жизни, либо превратно понятых, либо абсолютно устаревших, либо просто выдуманных каждым на свой лад.

Что касается той фетвы, то она мне представляется продуктом безграмотности, невежества его автора (или авторов), ущербного понимания им сути современного российского общества, природы, предназначения полиэтнического, многоконфессионального, многокультурного российского государства. Что касается ее вероисповедной составляющей, то с учетом современных геополитических реалий она напоминает скорее скандально известный исламизм, нежели сам ислам. В этом смысле она может представлять определенную опасность в плане стимулирования межнациональной и межконфессиональной розни. К тому же, она предстает оскорблением чувств множества и множества пар межнациональных и межконфессиональных браков российских народов.

svadba brak ruki lubov min

 
Партнеры
politgen-min-6 В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
banner-cik-min В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
banner-rfsv-min В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
expert-min-2 В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
partners 6
eac_NW-min В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
insomar-min-3 В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
indexlc-logo-min В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?
rapc-banner В чужую мечеть: кто для кого запретил браки фетвой?