Директор по политическому анализу компании ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП
24.04.2021

На старте избирательной кампании

 

Директор по политическому анализу компании ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский – об отличительных чертах грядущих выборов, электоральных запросах и партийных рейтингах.

Безусловно, отличия есть. Отличия, прежде всего, связанные с ситуацией, в которой эти выборы начинались. 5 лет назад не было ковида, не было кризиса, связанного с ковидом, и всей этой ковидной и постковидной действительности. Я скажу, может быть, крамольную мысль, но политики 5 лет назад было чуть-чуть больше. Политики как политической повестки 5 лет назад был больше. Сейчас больше повестки социальной, экономической. Сейчас больше таких прямых, конкретных запросов в сторону власти и в сторону политической системы.

Если говорить о том, какие темы являются максимально чувствительными, то тема номер один – это все, что связано с экономикой и социальной сферой. Это тема с максимальной чувствительностью. Расходы, доходы, льготы, пенсии, цены, рост цен, расходы на ЖКХ, расходы на лекарства – это тема номер один. На втором месте остается тема, связанная с медициной, в том числе, если можно так сказать, с нековидной медициной, то есть с медициной, которая не связана с оказанием ковидной помощи. И здесь, наверное, не третье место, но один из очень мощных общественных запросов друг к другу, к власти, к партиям, к кандидатам это запрос образ ближайшего будущего. Мы очень часто слышим на фокус-группах, люди называют это стратегией, но на самом деле речь идет не о понимании стратегии вот в таком чиновничьем понимании, то есть некий талмуд, описывающий «дорожные карты» и движение на ближайшие 10 лет. У людей совершенно простой, конкретный вопрос: скажите, что будет происходить завтра, послезавтра, где будут отдыхать мои дети, как они пойдут в школу, что будет происходить в моем городе, селе, в моем регионе?

Надо отметить, люди понимают, что выборы в Государственную Думу очень важны. И то, что фиксируем и мы, и другие социологические институты, это достаточно высокий интерес. Например, есть такой показатель - предстоящая явка. Скажем так, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, у нас была бы достаточно высокая явка. Интерес к выборам объективно есть, и он достаточно высок. Люди говорят нам, что я намерен принять участие в предстоящих выборах, я пойду голосовать. Не просто «знаю», «не знаю», а «я пойду голосовать». То есть это уже вопрос про действия, про поведение, поэтому мы, социологи, на это обращаем всегда большое внимание.

У нас выборы предстоят в сентябре, и для большинства граждан выборы еще не начались. Хотя мы уже видим большую активность партии власти и стартовавший праймериз, но это еще не полноценная кампания. И с этой точки зрения нужно относиться осторожно к рейтингам. Те рейтинги, которые есть сейчас, это рейтинги стартовые, они могут измениться в ходе кампании. То, что касается больших партий, думских партий, эти изменения не будут носить радикальный характер, а вот какие-то колебания, какие-то возможности у так называемых малых партий можно ожидать. Если малые партии сейчас слабо заметны, и всерьез обсуждать рейтинг в 1%, в 2% очень сложно, это в рамках ошибки измерения, тем не менее, эта ситуация есть и, возможно, в ходе активной кампании этим партиям удастся реализовать свой потенциал.

Если смотреть на лидеров, которые сейчас есть, это «Единая Россия», у которой коридор, условно, 29-35, то есть он колеблется, но вот в этом коридоре рейтинг «Единой России» остается. Это может нравиться, может не нравиться, но «Единая Россия» остается партией номер один, таким явным претендентом на лидерскую позицию в следующем составе Государственной Думы.

Пока номер два – это КПРФ. Но нельзя сказать, что это какой-то консервативный тренд, это скорее падающий тренд. Потому что то, что мы видим на фокус-группах, люди фиксируют, что КПРФ очень сильно не хватает позитивной, конструктивной повестки. В разных регионах на фокус-группах, когда мы обсуждаем КПРФ, я слышу такую оценку: Баба-Яга против. То есть это не результат какой-то пропагандистской кампании, это то, что люди фиксируют, что, скажем так, недостаточно в условиях того кризиса, в котором мы находимся, просто говорить, кто виноват и кто делает все неправильно. Очень большой запрос на конструктивную программу. И это серьезный вызов для КПРФ в этих условиях.

ЛДПР – номер три, «Справедливая Россия» - 7-8. Но поскольку все еще не началось, дело не в цифрах, важно, что если к концу года эксперты обсуждали, достигает ли «Справедливая Россия» 5%, то сейчас можно говорить, что на объединении с «заправдинцами», на создании новой партии «Справедливая Россия – за правду» шагнула за 5% точно.

Объективно нужно признать, что люди заметили объединение двух партий, это стало событием. Скажем так, эта левая риторика про справедливость, про пенсионную реформу, она тоже имеет место быть и привлекает внимание к партии.

Будут ли спрашивать за пенсионную реформу с партии власти? Да, безусловно, будут. И здесь нужно понимать, что есть еще такая психологическая особенность, когда в условиях кризиса люди склонны вспоминать вообще все обиды и все претензии, и вспоминать многое. Но второй момент – это то, что происходит с рейтингом «Единой России» на протяжении уже третьего года. Основные потери были в 18-м году, то есть когда просели, но если смотреть по результатам выборов и по рейтингам, то «Единая Россия» скорее потихоньку восстанавливает и как-то даже наращивает. А если смотреть на результаты выборов, то это такая уверенная динамика. Потому что, когда оказываются в известной ситуации, за кого голосовать, голосовать нужно за людей, которые могут быть полезны в трудных условиях. И тут оказываются кандидаты как раз от этой замечательной партии. Поэтому у «Единой России» есть шансы, но обиды помнят, и, конечно, это серьезный вызов для партии. В предельной точке это основная угроза для «Единой России».

Если говорить про тенденции, то я уже отметил некий прагматизм, который сейчас является доминирующим настроением. Если это представлять, это выглядит приблизительно следующим образом. В условиях кризиса я хочу, чтобы власть действовала эффективно, конструктивно. И это наигрывает на большие партии, с ресурсом, с опытом, прежде всего на думскую четверку. На «Единую Россию» объективно, в том числе, в первую очередь. Потому что, если я хочу результатов, то я ориентируюсь туда, где есть люди, которые эти результаты показывали.

А с другой стороны, есть нишевая тематика. Те же экологи, пенсионеры. Это нишевая, но очень значимая тематика. Там экология для некоторых регионов – Красноярский край с Норильском и с Красноярском, две зоны экологического бедствия. Это очень важная вещь. Урал, тот же Липецк. Мы хорошо знаем названия городов, в которых есть экологическая проблематика.

«Партия пенсионеров» - очень уверенно выступила в предыдущем сезоне. И показала очень хорошие результаты на выборах в законодательные собрания. Если говорить про «Партию пенсионеров», то это тот случай, когда точно есть выход за нишевую группу. Мы сталкиваемся с тем, что партию готовы поддержать не то что не предпенсионеры, а далеко не пенсионеры. Просто из своего понимания справедливости.

Если говорить про список потенциальных претендентов на прохождение, я бы отметил «Новых людей». Очень интересный партийный проект. Много делающий чего нетрадиционно, необычно и не свойственно для политической ниши. Это буквальная попытка перенести какие-то маркетинговые и бизнес-ходы, которые для молодежи, объективности ради, оказываются, наверное, притягательными. В Томске был очень неплохой результат у «Новых людей» на выборах в законодательное собрание. Для того, чтобы объективно про это говорить, нужно, чтобы стартовала активная кампания. Пока говорить о том, что есть какая-то тенденция, рано. И второе. Они же действительно – «черный лебедь». Вот мы собрались поделить Думу на четыре с половиной партии, а вдруг появятся еще претенденты, давайте посмотрим.

На протяжении последних лет растет значение и популярность так называемых качественных методов социологии, когда задается вопрос не столько про количество думающих определенным образом, а производится анализ, почему люди так считают, почему они строят предпочтения, как они принимают решения, и так далее. Это иногда становится гораздо важнее, чем даже рейтинг партии.

Интернет – это вообще глобальный вызов для всего политического цеха. В этом смысле спасибо пандемии, политический контент шагнул в интернет. И выяснилось, что в пространстве интернета нужно соревноваться с котиками. А котики, скажу, как социолог, они непобедимы. К сожалению, ни одному даже зарубежному политику не удалось опередить котиков. Несмотря на весь юмор и шутку, нужно понимать, что это очень серьезный вызов для политиков – в интернете найти или создать интересный контент, который бы не воспринимался формально. И который бы вызывал эмоциональную реакцию.

Социологов, на мой взгляд, пошли в интернет с исследованиями, сделали это успешно. Я, как человек такой олдскульный, относился к интернету немножко… все должно быть натуральное, аналоговое. Но сейчас, по прошествии больше уже года практики, могу сказать, что интернет-социология состоялась. Имеет право жить.

Ранее опубликовано на: https://radiokp.ru/podcast/gosduma-perezagruzka/403577

 

vybory urny

 
Партнеры
politgen-min-6 На старте избирательной кампании
banner-cik-min На старте избирательной кампании
banner-rfsv-min На старте избирательной кампании
expert-min-2 На старте избирательной кампании
partners 6
eac_NW-min На старте избирательной кампании
insomar-min-3 На старте избирательной кампании
indexlc-logo-min На старте избирательной кампании
rapc-banner На старте избирательной кампании