Журналист, эксперт Центра ПРИСП
31.08.2021

«Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость

 

Журналист, эксперт Центра ПРИСП Тихон Сысоев – об эффективности партии «Новые люди» и её шансах на выборах-2021.

Несмотря на то, что партия «Новые люди» была создана чуть больше полутора лет назад, сегодня она входит в пятерку самых популярных партий в России и является одной из самых узнаваемых среди всех непарламентских проектов.

Собственно, возникнув как партия, нацеленная на молодой городской средний антипатерналистский класс, уже в 2020 году, во время дебютных для себя выборов, «Новые люди» сразу показали неплохой результат. Партия преодолела заградительный барьер в четырех регионах, пройдя в новосибирское, калужское, рязанское и костромское заксобрания с 7–8% голосов. А на выборах в Томскую городскую думу и вовсе получила 15%.

Согласно недавнему опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), если бы выборы в Госдуму проходили в начале августа, за «Новых людей» проголосовало бы порядка 2% избирателей. Кажется, что это немного. Однако стоит учитывать не только то, что партия является новичком, но и глобальный рейтинг всех непарламентских партий. А он, согласно опросам ВЦИОМа, за август поднялся почти на 1%, в то время как рейтинг парламентских партий (за исключением КПРФ), наоборот, снизился. Так что даже сейчас уверенно оценивать перспективы «Новых людей» непросто.

Ясно, что в наступающем электоральном цикле партия, скорее всего, сможет рассчитывать на получение госфинансирования (при результате 3%). А как максимум — стать единственной новой партией в составе Госдумы VIII созыва, если ей удастся не только не растерять свое электоральное ядро, но и нарастить его. Например, «откусывая» идеологически близкого избирателя право- и леволиберальных партий или заманив на голосование тех, кто обычно предпочитает ему занятия не столь ответственные. И хотя для последнего у партии есть более чем серьезные ресурсы и довольно свежая идеологическая программа, пока у нее нет важного элемента — весомого политического имиджа. Такого, который позволил бы разочаровавшемуся во всем избирателю поверить в новый партийный проект.

Как заметил в беседе с «Экспертом» Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика, «тот акцент, который “Новые люди” сделали на продвижении своего бренда, в каком-то смысле «проглотил» образ самой партии, ее четкое политического позиционирование».

Всепоглощающая новизна

Партии «Новые люди» трудно отказать в креативности, с которой они подошли к нынешней предвыборной кампании, последовательно выстраивая медиаобраз во всем новой политической силы.

Манифест партии зачитывают под симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», исполняемую оркестром из 102 музыкантов. Подобное вряд ли можно встретить на таких, казалось бы, формальных мероприятиях, как партийный съезд. Но именно такой была кульминационная часть предвыборного съезда «Новых людей», который прошел 22 авгура в московском концертном зале Music Media Dome.

Все мероприятие было проведено подчеркнуто необычно. В зале не было мест для сидения — гости свободно перемещались по всему пространству. Не было здесь и сцены — кандидаты и партийцы выступали как будто бы в случайных местах, чуть ли не прямо из толпы. А тот факт, что почти все выступления проецировались на стены, случайного человека могло и вовсе сбить с толку — как будто не на партийный съезд он попал, а на концерт.

Но подобная экспериментальность — сознательный стиль, в котором изначально стали работать «Новые люди», видимо, решив таким образом в полной мере реализовать смысл своего названия. Если уж «новые», так новые во всем — начиная с того, как проводятся партийные съезды, и заканчивая самой манерой работы с избирателем, для чего, в частности, активно использовались механизмы сетевого маркетинга.

«Мы такая платформа, где можно реализовывать свои инициативы, свои представления о том, как нужно жить, что можно делать. И поэтому мы всё делаем необычно. Люди креативные у нас потому что», — сказал во время съезда глава партии Алексей Нечаев, владелец косметического бренда Fаberlic.

И с учетом того, что времени на раскрутку перед выборами в Госдуму у «Новых людей» было немного, подобная стратегия выглядит логичной. С ее помощью партии удалось не только лучше «продавать» и без того удачное название, но и постоянно аккумулировать все новый и новый интерес.

К примеру, если нужно подать документы на выдвижение в Госдуму, московские кандидаты «Новых людей» отправятся к месту на самокатах, скейтбордах и велосипедах. Если нужно нарастить интерес молодежи — «Новые люди» предложат создать профсоюз блогеров и запустят собственный тикток-хаус, чтобы «показать блогерам, что политика — это не зашквар», как сказала блогерка Ксения Мишина, принявшая участии в съезде. А для того, чтобы отобрать 30 партийных активистов, которые будут работать над проектами улучшения жизни в своем городе, «Новые люди» и вовсе объявят о создании политического реалити-шоу «Дебаты Кандидаты» на YouTube с призовым фондом 30 миллионов рублей. И так во всем.

Даже свои агитационные плакаты или фирменную одежду в партии делают так, чтобы они бросались в глаза, выделялись на общем фоне, постоянно подчеркивая всепоглощающую новизну «Новых людей». И конечно, подобные недешевые жесты партии в конце концов окупились ее растущей узнаваемостью.

Более того, партии удалось привлечь в свои списки, как представителей региональных элит, так и популярных блогеров с сотнями тысяч, а иногда и миллионами подписчиков. Главным же медийным «бриллиантом» партии стала Сардана Авксентьева — бывший мэр Якутска, известная в интернете также как «мэр здорового человека». Она стала советником Алексея Нечаева и вместе с ним вошла в короткую общефедеральную часть списка «Новых людей», состоящую всего из двух людей.

Децентрализация, гуманизация и открытость

Впрочем, одно дело, как ты упаковываешь свое послание, и совсем другое — из чего содержательно это послание состоит. И здесь помимо обоснованных заявлений о необходимости перемен перед лицом нынешней переменчивой эпохи скрывается довольно эклектичная, хоть и грамотная, программа.

Так, если путем сознательного вчитывания выделить в ней базовые постулаты, вокруг которых выстраивается ее содержание, напрашиваются три главных: децентрализация, гуманизация и открытость.

Первый выражается, например, в требовании партии перевернуть структуру бюджетных поступлений: вместо того чтобы из собираемых в регионах налогов оставлять на месте 25%, предлагается оставлять 75%. Вдобавок на региональном уровне предлагается усилить институты самоуправления, введя практику микрореферендумов по ключевым вопросам, сделав должности мэра и глав муниципалитетов выборными, а также позволив сообществам и общественным организациям наравне с партиями участвовать в выборах.

Второй постулат — гуманизация — кажется наиболее нагруженным. Во-первых, он отражается в акценте на экологию: здесь предлагается, например, интегрировать экологические принципы в градостроительную политику и очистить водоемы. Во-вторых, в экономике — путем ограничения конкуренции госкомпаний, перезагрузки системы госзакупок и значительного снижения административного и налогового бремени для бизнеса. Впрочем, антибюрократический пафос пронизывает собой и то, что партия предлагает в области науки и образования. В-третьих, этот постулат касается силовых органов, которые должны быть «вежливыми» и работать прозрачно — без оглядки на пресловутую «палочную систему». В то время как в области здравоохранения партия предлагает «перейти от медицины, обслуживающей интересы фармацевтических корпораций», к медицине, «которая позволит людям меньше болеть».

Наконец, третий постулат — открытость — с одной стороны, сводится к требованию возращения политического плюрализма, отказа от цензуры и репрессий по отношению к инакомыслию. С другой стороны, уже на международном уровне, — к отказу от концепции «осажденной крепости» и переходу к геополитике открытости и «нового гуманизма». Сюда же можно отнести предложения ввести в школы курсы по предпринимательству и навыкам цифровой коммуникации в современных медиа, а также требование снизить идеологическое давление на ученых со стороны государства.

В целом, если встроить программу «Новых людей» в широкий партийный контекст, то сама по себе она не может не вызывать симпатии. Не говоря уже о политтехнологической стороне дела: программа последовательно заточена под конкретный, хоть и нишевый, электорат. Но очевидно, что столь амбициозная программа, в основе которой, как заметил в интервью нашему журналу Алексей Нечаев, лежит «гуманизм 3.0», проповедующий «равные возможности для творческой самореализации», требует соответствующей философской и институциональной базы, а на это нужны годы активных дискуссий и практической обкатки. Отсюда понятно, почему идеи партии пока выглядят столь эклектично. И так как нацелена эта программа на столь непростой и скептически настроенный электорат, она должна не только иметь политический актив и определенный партийный имидж, но и быть готовой пойти на риск, бросая, если нужно, вызов политической системе. Одним Рихардом Штраусом и качественным мерчем тут не отделаешься.

«Конечно, «Новые люди» эффективно раскручиваются в целом ряде регионов, используют много интересных медийных ходов, однако внятного имиджа партии пока создать не удалось, а он очень важен для их потенциального избирателя. То есть, на мой взгляд, пока есть «партия движухи», но нет партии, которая предлагала бы абсолютно внятную программу действий, альтернативную «Единой России», с одной стороны, и партиям парламентской оппозиции — с другой», — считает политолог Ростислав Туровский.

В этом смысле главная интрига участия «Новых людей» в ближайших выборах заключается в том, насколько ощутимый итоговый результат может принести такое активное медийное позиционирование. Как известно, современные политические стратегии вообще все больше смещаются к замене содержания «цепляющими» медиасигналами. И в этом отношении «Новые люди» — это как минимум уникальный для России партийный эксперимент, эффективность которого мы сможем оценить уже совсем скоро.

Ранее опубликовано: https://expert.ru/expert/2021/36/kreativ-i-gumanizm-novykh-lyudey/

 

novye lyudi

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
banner-cik-min «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
banner-rfsv-min «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
expert-min-2 «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
partners 6
eac_NW-min «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
insomar-min-3 «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
indexlc-logo-min «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость
rapc-banner «Новые люди»: децентрализация, гуманизация, открытость