Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП, руководитель проектов в АЗРФ
29.10.2021

От собеса до социального государства

 

Политолог, заместитель директора Центра ПРИСП, руководитель проектов в АЗРФ Валерий Прохоров – о социальной политике России сегодня и 100 лет назад.

100 лет назад в Советской России только-только начинала формироваться система государственного социального обеспечения. Адресатами «собеса» были объявлены трудящиеся, но таковыми признавались далеко не все граждане страны. В 2021 году лейтмотивом главного выступления Путина стали вопросы социальной поддержки населения. Главное в том, что помощь тем, кто в ней нуждается, будет государственным приоритетом, она больше не будет осуществляться по остаточному принципу.

До революции 1917 года в Российской Империи действовала достаточно эффективная система общественного призрения, сочетавшая в себе как государственные структуры, так и общественные институты. Начало её становлению было положено указом Екатерины II, предписывающим губернаторам «открыть особые приказы Общественного призрения», в обязанности которых входило устроительство и содержание народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных, для психически больных, работных и смирительных домов.

После Октябрьской революции коммунисты заявили о намерении создать систему так называемого социального обеспечения (знаменитая аббревиатура «собес» происходит из тех времён). Но такое обеспечение полагалось не всем – оно имело ярко выраженную классовую направленность и адресовалось тем, кто попадал в категорию «трудящихся», то есть рабочих и крестьян-бедняков. Класс «эксплуататоров» исключался из системы государственной поддержки нуждающихся. По иронии судьбы в этот класс удивительным образом попали те, кого сложно было причислить к представителям свергнутых классов: домашняя прислуга, подмастерья, батраки, приказчики и индивидуальные производители (кустари).

Годы «военного коммунизма» были периодом экспериментов с механизмами предоставления социальной помощи. Национализированные большевиками «общие блага» предоставлялись трудящимся бесплатно – это касалось пользования жильём, транспортом, коммунальными услугами, медицинской помощью, услугами школ и учреждений культуры. При этом порядок доступа к ним определялся в административном порядке исходя из идеологических соображений.

Мнимая «бесплатность» приводила в упадок и без того немощную систему зарождающегося социального обеспечения. Ситуацию усугубляла натурализация социальных выплат по временной нетрудоспособности: карточная система распределения продуктов питания лишала рабочих стимулов к труду – они начали симулировать болезни, а деградировавшая за годы Гражданской войны система здравоохранения не справлялась с потоком притворных больных, желавших получать «больничные» пособия.

В 1921 году одновременно с введением НЭПа большевики вынужденно сделали шаг от собеса к системе социального страхования: предприятия, нанимавшие работников, начали уплачивать страховые взносы, за счёт которых расширились программы социальной помощи всем категориям трудящихся. Это позволило сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы для того, чтобы начать выстраивать одну из наиболее эффективных систем социального обеспечения в мире. При этом равный доступ к ней граждан СССР был продекларирован лишь 40 лет спустя: в преамбуле к принятой в 1961 новой Программе КПСС появился лозунг «Всё во имя человека, всё для блага человека». Де-факто он так и не был реализован в течение всего советского периода истории нашей страны.

Крушение Советского Союза привело к разрушению системы социальной поддержки населения. В «лихие 90-е» государство было не в состоянии в полной мере выполнять даже самые скромные обязательства перед своими гражданами: денежные пособия и пенсии выплачивались нерегулярно, а немонетарные меры и льготы в основном не действовали. В начале 2000-х годов началось постепенное восстановление социальной сферы, поддержку стали получать различные группы нуждающихся. Система вновь стала «гибридной» – заработали системы социального и медицинского страхования. Расширился список адресатов социальной помощи. Отдельные меры поддержки семей, такие как материнский капитал, практически не имеют прямых аналогов в мире. Размеры выплат увеличиваются и регулярно индексируются.

В 2021 году во время оглашения послания Федеральному Собранию президент Владимир Путин заявил о новых мерах поддержки граждан, а заданный в послании социальный вектор получил детальное развитие в программе одержавшей убедительную победу на выборах в Государственную думу партии «Единая Россия». В отличие от программных заявлений советских вождей, обещавших светлое будущее в отдалённой перспективе, нынешние документы оформлены в конкретные цифры и запланированы к реализации уже в ближайшее время.

Ранее опубликовано на: https://newizv.ru/comment/valeriy-prohorov/28-10-2021/metamorfozy-sotsialnoy-podderzhki-ot-sobesa-k-sotsialnomu-poslaniyu-prezidenta-f8bc691b-fa5a-4def-b429-6c5a29a147ca

 

Pens reforma

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 От собеса до социального государства
banner-cik-min От собеса до социального государства
banner-rfsv-min От собеса до социального государства
expert-min-2 От собеса до социального государства
partners 6
eac_NW-min От собеса до социального государства
insomar-min-3 От собеса до социального государства
indexlc-logo-min От собеса до социального государства
rapc-banner От собеса до социального государства