Председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, эксперт Центра ПРИСП
03.11.2021

Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости

 

Российские дети – будущее страны. Чтобы они росли настоящими патриотами своей Родины, необходимо не только правильное семейное воспитание, но и государственная поддержка.

Председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко рассказал в интервью «Народным Новостям» о том, какими мерами поддержки могут воспользоваться многодетные семьи, о помощи государства в развитии ребенка, а также о приоритетах и взглядах современной российской молодежи.

— В России существует много мер поддержки для многодетных семей. Не могли бы вы о них подробно рассказать? Как вообще государство помогает многодетным семьям, какая помощь осуществляется кроме финансовой?

Подробно в рамках интервью рассказать не получится, не только потому что мер поддержки много, но потому, что большинство из них носит региональный характер. Меры принимаются регионами в зависимости от их финансовой возможности. Это связано с распределением полномочий между федеральными и региональными органами власти, с определением статуса многодетной семьи в соответствии с указом президента России от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Меры, которые приняты и действуют сегодня, в большинстве своем основаны на этом указе.

Из относительно новых демографических мер — региональный семейный материнский капитал и предоставление земельных участков в собственность семьям при рождении третьего и последующих детей. Эти меры были введены во многих регионах в 2012 году. С 2013 года введены ежемесячные выплаты при рождении третьего и последующих детей в размере регионального прожиточного минимума.

Выплаты производятся до исполнения ребенку трех лет в 75 регионах, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже двух детей на женщину. С 2020 года по инициативе президента выплачивается субсидия в размере 450 тысяч рублей на погашение ипотеки при рождении третьего и последующих детей. Введены налоговые и имущественные льготы.

В ряде регионов существуют уникальные комплексы мер поддержки, которые показывают: если масштабная политика в отношении многодетных семей будет реализована, то мы способны решить демографические проблемы страны и обеспечить уровень рождаемости, соответствующий уровню воспроизводства населения. Лидер — Сахалинская область, которая с 2011 года поэтапно вводила комплекс мер поддержки многодетных семей. Он привел к лучшему результату повышения рождаемости. Практически, можно сказать, это достижение мирового уровня, мы этим можем не только гордиться, но и применять на практике.

Ключевая мера: жилищная субсидия — списание половины ипотечного долга или жилищного кредита при рождении третьего или последующих детей, но не более 2 миллионов рублей. Эта инициатива послужила основой для принятия федеральной меры по списанию ипотечного займа или жилищного кредита в размере до 450 тысяч рублей. По исследованию, которое проводил Институт научно-общественной экспертизы в 2016 году, эту меру посчитали самой мотивирующей к рождению ребенка как семьи с детьми, так и бездетные семьи. Это означает, что меры поддержки многодетных мотивируют к рождению детей все семьи, не только ориентированных на многодетность.

В Сахалинской области действует региональный материнский капитал на второго и третьего ребенка в размере 250 тысяч рублей. Его можно расходовать не только на приобретение жилья, но и на покупку автомобиля или текущие расходы. Более половины всех семей, которые получают эту меру поддержки, используют ее как ежемесячные, ежеквартальные и годовые выплаты.

Действует уникальное пособие (сейчас его размер — 2500 рублей), которое выплачивается на каждого ребенка в многодетной семье до совершеннолетия. По результатам наших опросов, это пособие очень высоко оценивается многодетными семьями, выше, чем выплаты при рождении третьего ребенка до его трехлетия. А по объемам инвестиций эти выплаты примерно одинаковы. Это означает, что лучше давать семьям право выбора при реализации комплекса мер.

— Насколько мы знаем, в регионах России сокращается количество бесплатных секций для детей? Как вы считаете, есть ли возможность в будущем поддерживать организаторов бесплатных детских кружков?

Я не соглашусь, что количество секций и кружков сокращается. Наоборот — вопрос доступности и увеличения этой поддержки находится в числе приоритетных. Он рассматривался на очередном заседании президентского Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей под руководством Валентины Ивановны Матвиенко. По его итогам приняты программы развития системы дополнительного образования в рамках выполнения специальных поручений президента.

Сейчас поставлена задача: обеспечить всех детей бесплатными услугами дополнительного образования. Для этого отрабатывается ряд инструментов. Например, сертификат на дополнительное образование. Он предоставляется детям от пяти лет, родители выбирают определенный кружок, секцию, которую посещают бесплатно. Существуют и другие льготы на уровне регионов. Я считаю, что сертификат должен предоставляться и детям более младшим, от трех лет. Поддержка талантливых детей должна начинаться в раннем возрасте.

Сертификат — хорошая практика, хотя не всем она подходит. Одаренные, талантливые дети активно развиваются, используя максимальные возможности, посещают несколько секций, кружков. Была определенная критика в адрес региональных властей, но с критикой можно и нужно работать. Идеальных систем не бывает.

— Многие дети увлекаются компьютерными играми, а информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Недавно команда из России заняла первое место на чемпионате мира по игре Dota 2. Планируются ли внедрять какие-либо программы, связанные с киберспортом в России? Как сделать так, чтобы игры развивали, не вызывая зависимость у детей?

Нельзя путать физическую культуру и спорт высоких достижений. Победа российской команды по игре Dota 2 — это уровень высоких достижений, из области бизнеса. Ежедневные игры, в которые погружены наши дети, «стрелялки» и «бродилки», приносят больше вреда, чем пользы. Не хочу быть ретроградом, ведь я и сам в молодые годы прошел период увлечения компьютерными играми, общался с людьми, которые тоже прошли этот этап. Но ограничения должны быть и возрастные, и временные.

Мне называли разное время, которое ребенок, с точки зрения опытных людей, уже прошедших этот период, может потратить на это занятие без ущерба для себя. Примерно до двух часов в день. И это много, если обратить внимание на Китай, где уделяется особое внимание борьбе с игровой зависимостью. Недавно введенный в этой стране запрет касается онлайн-игр: дети до 18 лет могут проводить за играми не более трех часов в неделю — до часу игрового времени в пятницу, выходные и праздничные дни. Причем следить за этим обязаны не родители, а компании. На мой взгляд, этот опыт заслуживает внимания и изучения.

Мы в детстве играли в войну и разведчиков. Это нормально. Но не было такого приближения к реальности, когда жизнь в виртуальном мире утрачивает ценность, которую имеет в реальности. Выстрелить раньше, убить больше – значит получить удовольствие, наоборот, проиграть, стать лузером. У ребенка нет жизненного опыта, он виртуальное пространство замещает реальным, а потом виртуальный опыт привносит в реальную жизнь. У людей с отклонениями в психике это проходит острее. И мы имеем страшные последствия в виде детей или в недавнем прошлом детей, возомнивших себя богами или супергероями с настоящим оружием в руках.

— Какие предметы нужно вводить в школах России дополнительно?

Лучший опыт, с которым я сталкивался, когда школа воспитывает и учит не вместо родителей, а вместе с родителями. На мой взгляд, школа в перспективе должна становиться центром качественного дополнительного образования, доступного, в значительной части бесплатного, в том числе занятиями физкультурой и спортом. Сегодня система общего образования устроена так, что если выполнять все задания, то у ребенка практически не остается времени для самореализации в других направлениях: в творчестве, искусстве, спорте. И лучше найти все занятия в одном месте.

Дополнительные предметы, факультатив в конечном счете формируют траекторию будущей профессиональной деятельности. Речь не идет о том, что мы должны преподавать ребенку основы профессии, к которой он должен прийти. Мы говорим о развитии творческих возможностей. Чтобы ребенку было интересно заниматься тем, чем он был бы полезен обществу. Помните известное высказывание, что любимая работа — это когда хобби становится профессией. Школа должна научить ребенка учиться, получать знания. К сожалению, не всегда мы видим именно этот подход.

В сентябре–октябре этого года наша комиссия инициировала исследование «Семейная политика: меры поддержки глазами семей и детей» при поддержке ведущих специалистов ВЦИОМ, ФОМ и родительских сообществ. В опросе приняло участие более десяти тысяч человек, из них более трех тысяч детей в возрасте до 18 лет. Там были вопросы по теме «семья и школа». В частности, половина детей высказалась за то, что в школе должно быть больше внеурочной деятельности и больше интересных и творческих заданий на уроках. Очень интересные результаты и про то, насколько интересно детям было бы ходить на дополнительные уроки про семью. Таких оказалось более 40%.

Интересные результаты по выполнению домашнего задания. Большинство родителей и детей отметили, что домашнее задание должно быть ограничено по времени. Так, например, половина детей начальных классов считает, что домашнее задание должно занимать не больше часа в день.

А вот мнения учащихся 9–11 классов разделились: 17% считают, что домашнее задание должно занимать в день не более 1 часа, 28% — не более двух, 27% — не более трех, 14% — не более четырех, 13% считают, что его не должно быть вовсе. Понятно, что это мнение детей, но если мы хотим учиться вместе с семьей, то должны его учитывать.

— Сегодня блогеры, звезды шоу-бизнеса, которые нередко публично ведут аморальный образ жизни, являются кумирами у молодежи. Как, на ваш взгляд, объяснить ребенку, подростку, что он двигается в неверном направлении? Как бороться с тем, что мы видим сегодня в Сети, как отфильтровать информацию?

Эпатаж — естественная форма самовыражения для молодых людей. Чем больше эпатируете публику, тем более известным становитесь. Интернет и социальные сети создали условия, когда жизнь вне правил становится двигателем популярности.

Эпатаж основан на попрании норм морали, на действиях и высказываниях, противоречащих традиционным общественным нормам. В молодом возрасте самовыражение сопряжено с протестом, это естественно. Но отсутствие обратной связи порождает безнаказанность, стирает границы человеческого облика. Если ничего не предпринимать, мы все чаще будем сталкиваться с вопиющими историями, которые приведут к большим проблемам в физическом, психическом и нравственном воспитании подрастающего поколения.

Действия насильственного характера, издевательства над людьми в интернете, социальных сетях должны быть вне закона. Граница между дозволенным и недозволенным часто условна, размыта. Это как от любви до ненависти — один шаг. От стеба до преступления тоже не так далеко. Это общая проблема нашего времени. Рецепта ее решения нет, но работать в этом направлении нужно, прежде всего ограничивая доступ несовершеннолетних к взрослому контенту за счет возрастной идентификации детей в сети Интернет, информирования родителей о банковских расходах их детей. Это практика всех развитых стран. Ничего придумывать не надо. Такие предложения мы направили весной этого года в Роскомнадзор, Минцифры, Центробанк. Будем продолжать работать в этом направлении вместе с родительским сообществом.

— Во время выступления на ежегодном Валдайском клубе Владимир Путин уделил внимание теме пропаганды смены пола среди детей в западных странах. По его словам, подобное внушение в юном возрасте — преступление против человечности. Как уберечь детей от навязанных Западом ценностей? На какие ключевые аспекты воспитания детей должны обращать внимание родители в современном мире?

Эта пропаганда запрещена российским законодательством абсолютно обосновано. На что нацелена агрессия порока? На то, чтобы порок не просто стал нормой, чтобы пороком стала норма. Заставить норму оправдываться — высшая цель порока. Помните, как в известной «Балладе про правду и ложь» Высоцкого. Главное — заманить, раздеть, измазать и заставить оправдываться.

На что должны обращать внимание родители? Воспитывать мальчиков как мальчиков, а девочек, как девочек. Мне очень понравился ответ директора одного детского сада, когда на вопрос иностранных коллег, почему игрушки для мальчиков и для девочек лежат в разных местах, она ответила, что у детей нет препятствий играть теми игрушками, которые им больше нравятся. Но соблюдается порядок расположения игрушек. В большинстве случав эти вопросы надуманные. У всех моих знакомых семей мальчики выросли мальчиками, а девочки девочками. Без проблем и дискомфорта.

— Какой главный совет вы можете дать родителям по воспитанию детей? Как вырастить настоящего патриота своей Родины?

Большинство родителей воспитывает ребенка, исходя из лучших побуждений. И не для того, чтобы он ушел в другую семью. В этом залог патриотизма, в основе которого слово — отец, Отечество. Но воспитывают не только родители. Патриотом или не патриотом ребенка воспитывает общество, окружающий мир. Семья — ключевая, но только одна из воспитывающих сущностей, где закладываются основы уважения к своему роду.

Уважение и любовь к месту рождения, малой родине, дому, где живет ребенок, конечно, формируется по тому, что он видит вокруг. Всем нам нужно задуматься об этом. Даже обычная архитектура, обычные вещи в окружении ребенка — такой же элемент воспитания, как книжка, прочитанная вместе с родителями, или военная фотография деда. Патриотическое воспитание должно быть комплексным и целостным. Нельзя делить воспитание на патриотическое и художественное.

Одно из главных направлений в развитии патриотизма, на мой взгляд, это участие детей в принятии решений по их интересам. Это касается, например, развития самоуправления в школах, учета мнений детей и родителей о строительстве новой детской площадки рядом с домом. Если они могут повлиять на цвет стен в классе или мелодию звонка в школе, значит они смогут повлиять и на другие более сложные вопросы. Если ребенок в семье чувствует, что от его решения что-то зависит, он вырастет патриотом своей семьи.

Ранее опубликовано на: https://nation-news.ru/670066-o-vazhnom-s-sergeem-rybalchenko-unikalnoe-posobie-dlya-detei-poroki-shou-biznesa-i-vospitanie-patriotov-rossii

 

deti semya

 
Партнеры
politgen-min-6 Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
banner-cik-min Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
banner-rfsv-min Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
expert-min-2 Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
partners 6
eac_NW-min Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
insomar-min-3 Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
indexlc-logo-min Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости
rapc-banner Масштабная семейная политика обеспечит уровень рождаемости