Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП
10.08.2022

Если машина едет, ей не нужно пятое колесо

 

Минсельхоз готовит концепцию по созданию национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Цель проекта — объединить товары от производителей и оптимизировать логистику.

Время подобных экспериментов закончилось, России требуется увеличивать эффективность там, где наши товары уже присутствуют, уверен управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.

Во-первых, существует Российский экспортный центр, который и так должен продвигать российский бренд. Что частично, надо сказать, делалось, например, в Китае. При этом замечу, РЭЦ отвечает за весь экспорт вообще. Есть еще компания «Агроэкспорт», из названия которой следует то, чем она занимается. И кроме этого существует масса профессиональных организаций - Союзмолоко, Союз птицеводов, Союз мясников – в уставе которых значится деятельность по продвижению агроэкспорта. Я уже молчу о Зерновом Союзе, который занимается исключительно экспортными вопросами. И тут создается еще одна компания…

Мне кажется, это не что иное, как попытка создать видимость деятельности. Вместо того, чтобы уточнить функционал существующих организаций и сделать их работу более эффективной, создается нечто третье. Знаете, такая "комиссия по наблюдению за работой комиссий". Соответственно, набирается новый штат, дается новое финансирование. А вот по поводу эффективности национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса у меня есть большие сомнения.

Внешнеполитическая конъюнктура для продвижения экспорта сейчас не очень позитивна. Там, где мы присутствуем, квоты выбраны, если говорить о доле на рынке. Этой Китай, Ближний Восток и Африка. Ну, может быть, в странах Африки мы можем нарастить экспорт зерна. Но тут не требуется никакого продвижения, здесь главный вопрос: хотят африканцы есть или нет?

С учетом непонятного экспорта с Украины через Турцию, у стран Африки, таких как Египет, Марокко, Нигерия и других импортеров зерна, выбор небольшой. Они будут брать там, где дают. И здесь у России перспектива прекрасная, тем более что в Европе из-за аномальной жары в этом году явно ожидается неурожай. В том числе у главного экспортера ЕС Франции. Но, повторюсь, зерно никакого продвижения не требует. Это биржевой товар, который пользуется спросом тогда, когда спрос есть. И неважно, как его брендируют. Это никому не интересно. 

Если же мы говорим про продукты глубокой переработки (мороженое, шоколад, растительное, масло, кондитерские изделия), тут с продвижением тоже вопрос. Безусловно, продвигать бренд «Сделано в России» надо. Как в свое время, кстати, сделали итальянцы. И мы теперь покупаем практически все, где написано «Мade in italy», практически не думая хуже это или лучше по качеству, чем аналоги из других стран.

На российские товары глубокой переработки сейчас огромное, если не критическое, влияние оказывает политическая конъюнктура. В тех странах, которые у нас эти товары покупают – Китай и Ближний Восток – мы достигли определенного потолка. И тут вопрос не в продвижении брендов, а в том, что рынок больше принимать таких товаров не готов. Да и не надо забывать, что китайцы – ребята хитрые. Это как с айфонами. Они покупают, скажем, наше мороженое, раскладывают на ингредиенты и делают свое мороженое с похожей структурой, жирностью и качеством. Либо перерабатывают под себя с учетом национальных вкусов и запросов рынка. То же самое касается конфет, пряников и прочего. То, что касается халяля для Ближнего Востока, то тут вопрос не в том русский он или нет, а в том, что мы сами не готовы выпускать такую продукцию в том объеме, который нужен Ближнему Востоку. Да, мы к этому идем, но тут тоже вопрос не в брендировании, а в наших собственных производственных мощностях.

Так что, на мой взгляд, еще одна структура по продвижению российских товаров на экспорт будет просто избыточной. Те инструменты, которые сейчас есть на рынке, позволяют нам вполне успешно и эффективно наращивать экспорт. И мы видим это по статистике. А если все работает, машина едет, то пятое колесо ей не требуется. Ну, а если машина не едет, то надо менять машину, а не приделывать к ней дополнительный руль.

Да, по понятным причинам мы теряем рынок Европы. И это объективная реальность. Нарастить экспорт в страны ЕС не удастся, потому что он просто будет запрещен, заблокирован санкциями. А если говорить о продвижении бренда, то Евросоюз – главный рынок, который нами не освоен и на котором можно было бы играть в брендирование долго и упорно. Но сейчас все это будет поставлено на паузу до непонятно какого времени. Исключение составят зерно и минеральные удобрения. Но эти товары, как уже говорилось, продвижения не требуют. Будет спрос, европейцы и даже американцы купят их невзирая на санкции, что и происходит.

На мой взгляд, России сейчас надо усиливать внешнеполитическое влияние, чтобы остальной мир, который намного больше ЕС, не поддавался искушению и не вводил санкции против нашей продукции под давлением Европейского союза и США.

Сейчас надо увеличивать эффективность. Если до настоящего времени мы шли по пути расширения - засеивали поле, собирали урожай и уходили на другое – теперь надо действовать, как европейцы. Иметь свое поле и эффективно его использовать. Грамотно действовать на тех направлениях, которые уже хорошо работают.

 

priroda trostnik

 
Партнеры
politgen-min-6 Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
banner-cik-min Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
banner-rfsv-min Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
expert-min-2 Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
partners 6
eac_NW-min Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
insomar-min-3 Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
indexlc-logo-min Если машина едет, ей не нужно пятое колесо
rapc-banner Если машина едет, ей не нужно пятое колесо