Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП
08.10.2022

Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма

 

Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что главным фактором, вызывающим недовольство туристов, путешествующих по России, стала дороговизна. Так сказали 17 процентов опрошенных. Отдых в другой стране этим летом, согласно соцопросам, смогли себе позволить только два процента россиян.

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – об исследовании ВЦИОМ, посвященном географии внутреннего туризма и его доступности в России.

Стоимость перемещений по стране действительно высока.

Опрос ВЦИОМ в условиях, когда у нас еще пока нет статистики об итогах летнего туристического сезона в нашей стране, показывает основные тенденции, которые наблюдаются в сфере туризма, а также предпочтения, претензии и пожелания, которые высказывают туристы относительно возможностей отрасли и сервиса, который она предоставляет.

Действительно, в качестве отрадного фактора можно назвать то, что, очевидно, больше людей путешествует по нашей стране. Увеличение с 11 до 16 процентов тех, кто принял решение о путешествии по России в этом году — это очень приличный показатель. Это говорит о том, что, с одной стороны, усилия, которые предпринимаются для развития внутреннего туризма, все-таки дают свой эффект, хотя и роль объективных факторов, связанных с закрытыми границами, дороговизной зарубежных поездок, повышением риска поездок за границу и т. д., конечно же, накладывают свой отпечаток.

Мы видим и существенное расширение географии поездок. Многие города России, которые еще совсем недавно не являлись туристическими, проявляют тенденцию роста туристического потока. При этом некоторые регионы поразительно быстро выбиваются в лидеры. Здесь очевидно, что к таковым относится Алтай. Пять процентов туристов, которые посетили этот регион, против семи процентов в Краснодарском крае или двух процентов в Республике Крым — это, конечно, поразительно. Примечательно, что в этом году много туристов посетили Волгоград — город, который имеет особое символическое значение в нашей истории и культуре.

Что касается недостатков и претензий, которые предъявляют туристы к оказываемым им услугам, то в значительной степени они связаны с пока недостаточным качеством транспортной связности регионов страны и с концентрацией туристических потоков в конкретных точках. Мы понимаем, что главная претензия туристов — дороговизна сервиса. Особенно в активных потоках, которые, как правило, касаются очень ограниченного набора регионов. Тем не менее, это очень серьезно подогревает цены на местах.

Дороговизна услуг в туризме во многом связана со стоимостью перелетов, переездов, и с этим связан тот диссонанс, который отмечается аналитиками между любовью к российской природе и реальными возможностями туристов. У нас огромная страна, и стоимость перемещений по ней действительно высока, несмотря на усилия, которые предпринимаются.

Надо сказать, что проведенные ВЦИОМ исследования дают нам некоторую пищу для размышлений, но в то же время надо отметить и ограничения для анализа результатов этого опроса. К сожалению, в числе мест, которые туристам предлагалось назвать в качестве посещенных, не обозначены новые туристические регионы, такие как Дагестан, Калининградская область. Отмечены только Махачкала, сам Калининград, в то время как многие предпочитали отдыхать на морских курортах области и дагестанской глубинки и, видимо, не нашли для себя правильного ответа на заданные вопросы.

Очевидно, что не было отдельно выделено то, какие именно вопросы ценообразования волнуют туристов, какие именно услуги представляют наибольшую дороговизну и т. д. Отсутствие этой детализации в исследовании ограничивает наши возможности понять, в каком направлении нужно двигаться и проводить государственные мероприятия. Может быть, речь идет о демонополизации рынка или о дополнительных средствах поддержки отрасли. Но в целом мы можем говорить о том, что, несмотря на сложную обстановку в стране, 2022 год был временем активных туристических поездок многих жителей страны, которые получили возможности оздоровления, расширения кругозора и ярких впечатлений.

Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/news/vtsiom-rossiyane-nedovolny-stoimostyu-puteshestviy-po-strane

turizm

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
banner-cik-min Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
banner-rfsv-min Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
expert-min-2 Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
partners 6
eac_NW-min Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
insomar-min-3 Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
indexlc-logo-min Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма
rapc-banner Опрос ВЦИОМ показывает основные тенденции в сфере туризма