Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП
23.01.2023

У дверей торгового центра фермеру не выжить

 

Глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал региональным руководителям организовать работу по открытию киосков и других нестационарных объектов для товаров российских производителей у входов в торговые центры и магазины. Мера нужна, чтобы создать условия для сбыта продукции отечественных производителей и фермеров. В правительстве предлагают использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса покупательский трафик крупных торговых центров.

На самом деле предложение Минпромторга можно было бы назвать вполне разумным, если бы речь шла об организации некой торговой сети в сельской местности, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.

Конечно, главный вопрос тут - финансирование. Если говорить о местной власти на уровне деревень, сел и маленьких городов, то там нет денег даже не от слова «совсем», а просто никогда. Любой такой населенный пункт, как правило, живет за счет глобального инвестора, который имеет там какие-то сельхозугодия. Он, конечно, вкладывается в инфраструктуру, поскольку это чаще всего условия договора аренды. Если это инвестор средней руки, он, как правило, обустраивает дорогу, ставит автобусную остановку, ремонтирует ДК, организует столовую для работников и иногда открывает небольшой магазин, так называемой сельпо.

Но сельпо - редкость. В большинстве сел и деревень магазинов нет вообще. Приезжают какие-то машины раз или два в неделю и привозят определенный набор продуктов. И эта ситуация ужасная, потому что, к сожалению, население в наших селах и деревнях стареет. Люди становятся менее мобильными и не могут доехать до близлежащего районного города, чтобы там что-то купить. Они вынуждены в большинстве случаев покупать то, что им привозят. А это, надо честно сказать, не всегда качественно и совсем не по тем ценам, которые мы привыкли видеть в сетевых магазинах.

Так что, повторюсь, идея была бы хороша. Более того, своевременна, поскольку сельское хозяйство базируется именно на таких населенных пунктах. Все наши села и деревни необходимо возрождать, а чтобы их возрождать нужна инфраструктура. Ни один здравомыслящий человек не поедет жить в сельскую местность, не имея минимальных условий для проживания - магазин, детский сад, школа, поликлиника, интернет. Просто потому, что мы живем в 21 веке, а не в 19-ом.

На мой взгляд, создание сети сельских магазинов могло бы стать одной из точек притяжения. Во-первых, это рабочие места. Во-вторых, это логистика, а логистика невозможна без дорог. Магазинам необходима электрификация и связь, все мы переходим на безналичную форму оплаты, а для этого нужен интернет, иначе терминалы не будут работать. То есть одно тянет за собой другое.

Но я боюсь, что все захлебнется в банальном, но правдивом -  денег нет.

Частные инвесторы, которые уже и ДК починили, и пункт фельдшеру отремонтировали, и главе сельсовета кресло кожаное купили, вряд ли с энтузиазмом воспримут еще и финансирование каких-то магазинов. Потому что инвестор - это про бизнес, а не про благотворительность. Инвестор имеет конечное количество денег, у него в тумбочке не сложены миллиарды и бизнес план. Любые непрофильные активы - это лишняя нагрузка на бизнес.

Если же говорить только о киосках возле торговых центров, то это уже чистой воды маниловщина. Понятно, что фермеры не имеют никакого шанса попасть в крупные торговые сети, у них нет достаточных объемов продукции. Надеяться же на то, что по пути в Дикси или Пятерочку фермерская продукция пойдет нарасхват - утопия.  Просто потому, что цена фермерских продуктов всегда выше. Фермер не может себе позволить скидки, которые доступны торговым сетям. Его картофель и помидоры будут всегда дороже, чем картофель и помидоры в Пятерочке или в Дикси. Конечно, коллеги могут возразить, что фермерский картофель и помидоры на порядок вкуснее. Но если мы говорим про трафик и про покупательскую способность населения, люди, которые идут в торговые сети, не будут покупать то, что дороже. Те, кто хочет купить фермерские товары, ходят на рынки.

Так что, трафик, обещанный Минпромторгом, наверно, будет, но для владельцев этих палаток он будет мертвым.

 

moloko produkty

 
Партнеры
politgen-min-6 У дверей торгового центра фермеру не выжить
banner-cik-min У дверей торгового центра фермеру не выжить
banner-rfsv-min У дверей торгового центра фермеру не выжить
expert-min-2 У дверей торгового центра фермеру не выжить
partners 6
eac_NW-min У дверей торгового центра фермеру не выжить
insomar-min-3 У дверей торгового центра фермеру не выжить
indexlc-logo-min У дверей торгового центра фермеру не выжить
rapc-banner У дверей торгового центра фермеру не выжить