Юридическая помощь населению: новые форматы и реестр недобросовестных
Второй по счету Всероссийский день бесплатной юридической помощи Адвокаты — гражданам» проходит по всей стране 20 ноября. Решение об этом было принято советом Федеральной палаты адвокатов России. Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Константин Комков – о необходимости развития проектов по оказанию бесплатной юридической помощи.
Мы видим, что запрос на получение бесплатной правовой помощи у населения определенно есть. Гражданский сектор проявляет желание оказывать такие услуги — об этом говорит тот факт, что в одной только Курской области два проекта некоммерческих организаций по оказанию юрпомощи гражданам выиграли президентские гранты.
Формируется система: общественные организации (в том числе и общественные палаты) выступают связующим звеном между властью и населением.
Но увеличение спроса на юруслуги привело к проблеме появления так называемых лжеюристов, которые оказывают некачественные услуги, преследуя какие-то свои цели. Очень часто бывает и так, что юридические компании заманивают якобы бесплатными услугами потенциальных клиентов.
Все эти моменты мы обсуждали на круглом столе в Общественной палате, где говорили о новых формах оказания юридической помощи и о тех проблемах и угрозах, которые они влекут за собой. Мы предложили сделать виртуальный реестр таких юристов-лжеволонтеров, чтобы люди понимали, к кому они обращаются.
Несмотря на все сложности, это поле (оказания бесплатной юрпомощи) нужно расширять. Тем более что это дает возможности для молодых юристов и начинающих организаций. Их нужно активно включать в этот проект. При этом власть и общественные организации должны выступать здесь в роли координаторов и организаторов. А массмедиа, со своей стороны, могут взять на себя задачу популяризации этого процесса, потому что пока общественного внимания к этой теме проявляется недостаточно.
Нужны и законодательные изменения — в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан», в котором хоть и косвенно, но затрагивается этот момент. Сейчас есть проблема, что власть слишком долго отвечает на обращения, в то время как многие проблемы можно решить за один-два дня.
Ранее опубликовано на https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/47358