Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП
13.09.2023

Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике

 

Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август – о прошедших выборах и настроении избирателей.

В целом мы понимаем, что выборы-2023 были, скажем так, большой репетицией весенней кампании, главных выборов в стране – президентских. Какие же выводы уже сейчас можно сделать?

Во-первых, выборы становятся достаточно спокойными и качественными. Люди понимают, за что голосуют и выбирают различные форматы голосования, что тоже важно. Если раньше ДЭГ вызывал довольно много вопросов, как всё новое, что приходит в нашу жизнь, то сейчас уже более двадцати регионов подключились к онлайн голосованию. И это хороший опыт, как с точки зрения понимания пути такого голосования у людей, так и с точки зрения сбора данных (раз уж мы говорим языком современных технологий) о том, где могут быть какие-то слабые места. Понятно, что любая система несовершенна, и никто нам не подарил готового решения, в том числе с ДЭГ. Наша страна в этом плане новатор.

Второй важный момент. Практически во всех регионах победили губернаторы, которых поддержал президент. Это говорит не только о том, что люди ценят мнение главы государства и у него просто огромный рейтинг доверия, но еще и о том, что сегодня избиратель относится к губернатору не как к политику, который делает какие-то яркие заявления, зарабатывает популярность какими-то нестандартными выходками, а как к человеку, который делает жизнь региона лучше. И я эту позицию поддерживаю. Дороги, больницы, школы, услуги, сервисы – все то, что делает жизнь человека комфортной и счастливой – главное. И мы видим, что губернаторский корпус этим запросам соответствует.

Конечно, огромное внимание было сосредоточено на новых регионах. Причем не только внутри страны, где буквально каждый переживает за жителей новых регионов, и слово братья приобрело особый смысл за эти годы. Это еще и «внимание» всего западного мира. Огромное количество фейков, огромное количество дезинформации, с которой всё-таки удалось справиться. Люди верят в Россию, и, как мы можем судить по результатам голосования, они верят в «Единую Россию». Это можно понять, потому что единороссы первыми пришли в эти регионы с помощью и оказывают ее системно.

В ходе избирательной кампании люди не велись на какие-то политические экзерсисы и шоу, на какие-то забавные кампании, они подходили к оценке кандидатов с точки зрения понятности того, что эти люди делают, кто они и насколько открыто готовы общаться.

Понятно, что уровень конкуренции в регионах достаточно разный, но, опять же, это говорит о том, что ситуация не искусственна и никто не ограничивает людей в участии в избирательной кампании, при условии соблюдения законов. И это правильно, поскольку люди, которые на этапе попытки войти в политику закон не уважают, вряд ли будут уважать его потом.

На мой взгляд, у нас очень хорошо отработали наблюдатели. Общественная палата и НОМ обучили более 100 тысяч человек, из которых большинство активно принимали участие в наблюдении на участках. Думаю, вряд ли какая-то еще страна может похвастаться такой степенью активности граждан.

Не менее важно и то, что регионы выбирали разный формат голосования – однодневный или многодневный. Это, в первую очередь, работало на удобство избирателей.

И немного о настроениях людей. Мы живем в довольно непростое время. И сейчас чувствовать нерв общества крайне важно политикам. Видимо, удалось это не всем, так как некоторые партии снизили свой результат в региональных заксобраниях (где-то не получили ни одного места), некоторые партии поднялись.

Однако, с креативом не все хорошо обстоит. Хочу подчеркнуть, креатив – это не какие-то эпатирующие моменты, не только пролет дирижаблей и котики в Телеграмме. Настоящий креатив таков, что обсуждается не сам креатив, а те смыслы, которые он несет. И вот в этом плане нашему профессиональному сообществу есть куда развиваться.

Более того, именно спокойный период проведения кампаний, когда практически во многих из них уже на старте понятен исход, – вызов для политтехнологического сообщества. На мой взгляд, сейчас важно не растерять умение выстраивать креативные стратегии и коммуникации, которые действительно влияют на умы, находить те смыслы и правильно упаковывать, наращивать искреннюю коммуникацию в политическом пространстве.

Если же сейчас успокоиться и посчитать, что все идет само собой, то случится, как в «Алисе в стране чудес» – если ты стоишь, то ты опоздал, если ты хочешь стоять на месте, то надо идти, если ты хочешь опережать, то надо бежать. И вот сейчас важно не растерять смыслы и нарастить креативные умения, а также научиться правильно сочетать их с современными интернет-технологиями. При всем уважении, я всё-таки считаю интеллектуальные технологии лишь инструментом обработки и переупаковки в индивидуально доставляемые форматы того смысла, который проработал человек. Если бы люди были устроены просто, как детальки в «Лего», тогда, наверно, можно было бы с ними работать механически. Но так как люди живые и постоянно меняется, то важно всегда чувствовать, как, в какую сторону меняются настроения и уметь с этим работать.

hod konem shahmaty

 
Партнеры
politgen-min-6 Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
banner-cik-min Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
banner-rfsv-min Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
expert-min-2 Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
partners 6
eac_NW-min Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
insomar-min-3 Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
indexlc-logo-min Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике
rapc-banner Люди – не детальки в «Лего», или О креативе в политике