Левый поворот
У россиян вырос спрос на цифровые книги о коммунизме и социализме. Таковы данные книжного сервиса «Литрес». В сегменте книг о социализме лидером стал классический труд Энгельса «Анти-Дюринг».
Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – о том, чем объясняется интерес к классическим коммунистическим и социалистическим трудам.
Мы сейчас не будет вдаваться в тонкости определения понятий. Это задача для отдельной научной статьи. Для нас важно описать сам тренд.
Интерес к левым идеям фиксируется во всем мире и продолжает нарастать. Основная причина – очевидный кризис капиталистического способа производства. Войны, эпидемии, чудовищное социальное расслоение, разрушение традиционных ценностей, попрание демократических институтов и международного права, пещерный эгоизм сильных и инфернальное отчаяние слабых – какие еще нужны доказательства?
Нынешний капитализм выродился в сословно-кастовое общество с тоталитарными методами управления массами. Джордж Оруэлл в гробу переворачивается….
Между тем, общественный запрос на новую теорию перехода к социализму и коммунизму сформирован. Как когда-то верно заметил Сталин: «Без теории нам смерть».
С одной стороны, этот запрос удовлетворяется чтением классиков марксизма-ленинизма и трудов наиболее ярких выразителей левых идей в социально-философском наследии ХХ века (А. Грамши, Д. Лукач, В.Вазюлин…). С другой стороны, мы видим, как прямо на наших глазах создаются новые теории (группа В.А.Лепехина и «Школа солидарной экономики», футурологические исследования профессора Критского университета Димитриоса Пателиса, Изборский клуб и Федеральный Народный Совет…).
Объективные условия для перехода всего человечества к социализму и коммунизму созрели. Научно-технический прогресс, если абстрагироваться от беднейших стран, обеспечил возможность жить по принципу «каждому по способности, каждому по потребности». Понятно, что потребности понимаются в разумных пределах, то есть по стандартам жителей российских мегаполисов или той же Европы.
Труд стал первой жизненной потребностью, что является принципиальным условием для перехода к коммунизму. Кроме того, практически исчезли различия между умственным и физическим трудом и даже между городом и деревней (в плане качества жизни).
Однако, переход потребует решения двух главных вопросов: о собственности и о власти. Собственность должна быть не частной и не государственной, а реально общенародной. Тоже самое касается и власти.
Безусловно, для достижения такого рода целей будут создаваться политические партии нового типа. Скорее всего, по орденскому принципу. Прямой аналог – ВКП (б).
Понятно, что КПРФ не сможет принять подобный вызов. А вот новая левая партия с мощной проработанной социалистической идеологией на первых же выборах в Государственную Думу наберет минимум 30%.
Образно говоря: «Еl socialismo o muerte». Очень скоро этот лозунг станет электоральной реальностью.