Политический юрист, руководитель проекта «Судебный индекс: политюристы», эксперт Центра ПРИСП
15.11.2023

«Шпаргалка» для избиркомов

 

Пленум Верховного суда (ВС) намерен дать разъяснения по делам о правонарушениях, связанных с информационным обеспечением выборов. Главная интрига готовящегося проекта — насколько широко будет очерчен круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушения правил агитации. В одном из предлагаемых вариантов сказано, что такое нарушение может быть допущено не только СМИ, но и «любым лицом», разместившим материалы в интернете.

Политический юрист, руководитель проекта «Судебный индекс: политюристы», эксперт Центра ПРИСП Антон Рудаков:

Кардинальных изменений в сложившейся практике ждать не стоит. К ответственности за агитацию в соцсетях и сейчас пытаются привлекать. Однако штрафы для граждан там «копеечные», а избиркомам трудно поставить процесс составления протоколов на поток.

Но если сетевые издания и блогеры попадут в фокус постановления ВС, то их жизнь, без сомнения, осложнится. Особенно если их будут привлекать к ответственности как СМИ. Не очень понятно, почему редакцию СМИ наказывают штрафами в десятки тысяч рублей, а блогеры, которые часто даже богаче, не должны нести за свои действия аналогичную ответственность.

Электоральный юрист, исполнительный директор Фонда социальных инноваций в гражданском обществе «Генезис», член правления РАПК, эксперт Центра ПРИСП Олег Захаров:

Случаи привлечения к ответственности за агитацию в интернете не редкость, все необходимые для этого инструменты в законе уже есть. В ходе конкурентной кампании может быть составлено до десятка протоколов, из которых треть составляют «бытовые» нарушения в интернете: посты с прямой агитацией в соцсетях или размещение там агитационных листовок без выходных данных. Штрафы за это небольшие (до 5 тыс. руб. для граждан), поэтому такие протоколы часто даже не обжалуют. А политтехнологи давно закладывают в бюджете статью на штрафы, раз уж цена вопроса минимальна, а потенциальный эффект велик.

Поэтому пленум ВС выполняет скорее задачу правового просвещения: это «шпаргалка» для составляющего протоколы члена избиркома, чтобы он был уверен в правильности своих действий и ничего не перепутал в процедуре.

При этом наличие вариантов, в которых акцентируется, что субъектом нарушения может быть не только СМИ, вовсе не означает, что тут ВС колеблется. Речь идет о том, чтобы увеличить или уменьшить фокус на этом аспекте.

Логично, что ликбез по агитации в интернете ВС устраивает накануне стартующей в декабре президентской кампании. Тем более что помимо привычной агитации «не по правилам» могут «вылезти» и более серьезные угрозы вроде фейков и разжигания розни. И если такие случаи будут носить массовый характер, то львиная доля работы по их пресечению и составлению протоколов ляжет на плечи региональных и территориальных избиркомов.

Ранее опубликовано на: https://www.kommersant.ru/doc/6336937

pravosudie

 
Партнеры
politgen-min-6 «Шпаргалка» для избиркомов
banner-cik-min «Шпаргалка» для избиркомов
banner-rfsv-min «Шпаргалка» для избиркомов
expert-min-2 «Шпаргалка» для избиркомов
partners 6
eac_NW-min «Шпаргалка» для избиркомов
insomar-min-3 «Шпаргалка» для избиркомов
indexlc-logo-min «Шпаргалка» для избиркомов
rapc-banner «Шпаргалка» для избиркомов