Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП
13.01.2024

Публичное покаяние как поворот в общественном сознании

 

Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко – о переменах в психологии общества

Кризисы и испытания, которые вот уже без малого 5 лет подвергают психологическому стрессу наше общество, начинают формировать весьма любопытные изменения в общественном сознании. Реинкарнация СССР происходит не только в географическом понимании этого процесса, но и в общественной психологии.

Все чаще встречаю в комментариях, осуждающих то или иное действие, совершенное известными и не очень известными людьми, пожелание отправить провинившихся в зону СВО «на перевоспитание».

В головах разгневанных сетевых критиков отправка в зону боевых действий – нечто пострашнее тюрьмы. Нечто близкое по уровню наказания к отмененной в нашей стране смертной казни. И тут возникает любопытные, но очень безрадостные параллели.

Во-первых, это очень похоже на советский период нашей истории, когда доносы стали обычаем делового оборота, а приводимые в исполнения приговоры показывали эффективность этой коммуникации. Поссорился с соседом, написал донос и готово. Коммуникация государство-социум на высшем уровне. В этой конструкции был один досадный недостаток. Доносы – оружие обоюдоострое, но тут работало распространенное заблуждение: «а меня-то, за что».

Во-вторых, все эти публичные извинения на камеру, которые зародились в одной из республик Северного Кавказа, настолько закрепились в общественном сознании, что начали применяться не только в межличностных и общественных конфликтах, но и стали частью алгоритма действий правоохранительных органов.

Совершил общественно порицаемый поступок – жестко задержан – извинился на камеру.

Возникает вопрос. Какой юридический статус у этих извинений на камеру? Для чего это делается? Вероятно, для того чтобы «другим неповадно было». Тогда это, скорее, акт мгновенного возмездия, с целью пресечь попытки повтора подобных случаев. Так сказать, профилактика через публичное унижение, ну и параллельно у широких народных масс формируется понимание неотвратимости наказания.

Насколько этот алгоритм соотнесен с законодательством – вопрос к юристам. Но тенденция любопытная. Общественное порицание вкупе с публичным раскаянием схема не новая. Вспомните стенгазету, обличающую «развратника» Семена Горбункова, в любимом фильме «Бриллиантовая рука». Эту форму публичного осуждения сейчас с успехом заменили соцсети.

Ну и в-третьих, заявления «надо их отправить на СВО, пусть там искупят свою вину» очень напоминают неосознанную реинкарнацию отменной в России смертной казни. Как бы посильнее наказать зарвавшихся блогеров, артистов-миллиардеров и прочую погань, живущую за счет (а главное гораздо богаче) трудового народа? В окопы их!

Причем, как метко заметил мой товарищ, зачастую рекомендации отправить «негодяев» в окопы поступают от людей, которые в силу возраста или пола сами в эти самые окопы не попадут.

Что произойдет в окопах с избалованными богемной жизнью артистами или блогерами? Наверняка они там погибнут, ну а если этого не случится, то они непременно станут «настоящими мужиками». Правда понятие «настоящий мужик» у широких народных масс очень сильно разнится.

Но это совсем другая история.

voennye stroy

 
Партнеры
politgen-min-6 Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
banner-cik-min Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
banner-rfsv-min Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
expert-min-2 Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
partners 6
eac_NW-min Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
insomar-min-3 Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
indexlc-logo-min Публичное покаяние как поворот в общественном сознании
rapc-banner Публичное покаяние как поворот в общественном сознании