Заместитель директора Центра ПРИСП
12.01.2024

ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления

 

Телеведущая канала «360°», политик, политолог, эксперт Центра ПРИСП Аксинья Гурьянова и заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – о зимних коммунальных авариях.

- Хотелось бы начать с подведения итогов по урегулированию аварии. 4 января в результате аварии без отопления остались жители микрорайона Климовск в Подольске, авария затронула жителей более 170 домов, и в столичном регионе в эти дни был объявлен оранжевый уровень опасности из-за морозов. Здесь я хотела бы особо отметить титанический вклад всех тех, кто сейчас работает над тем, чтоб урегулировать аварию. Начать хотелось бы с того, что Андрей Воробьев, губернатор Подмосковья, тоже работал на месте. Также пресс-секретарь Песков сказал, что обновление систем ЖКХ будет продолжаться, безусловно, что некоторые системы в ветхом состоянии, но над этим стоит потрудиться, и я уверена, что все получиться. Самое главное в таких ситуациях - это то, что происходит с детьми. Здесь я хотела отметить отдельно работу всех служб по отношению к детям. Во-первых, детей подхватили и повезли сразу в лагеря, у них теперь незапланированные каникулы и обучение будет дистанционным. Смотрите, как оперативно сработала служба, это большая редкость на самом деле, в мировой даже практике, насколько грамотно подошли и к детям, и к распределению. На самом деле это живая политика, как я называю, когда губернатор приезжает и общается сам лично с людьми, которые взволнованы.

- Замечательно, что на оперативном уровне удается эти проблемы решать, но в принципе давным-давно пора область ЖКХ перевести из категорий ситуационного управления, в категорию управления стратегического и принимать системные решения. Дело в том, что коммуналка была спроектирована в советские времена и никто не предполагал, что кто-то будет пытаться извлекать из этого прибыль, где-то что-то экономить. Она не была заточена под рыночный механизм. В других странах подобные системы создаются годами, устраиваются в другой логике. А у нас получается имущественная чересполосица. Какому-то патронному заводу принадлежит котельная, никто туда не может без санкций добраться, элементарно чтобы оперативно решить чрезвычайную ситуацию.

Вижу два выхода. Первый - это откатиться на предыдущую экономическую прошивку и там признать, что эта система не зарабатывает деньги, это не центр прибыли и коммерцию устраивают совершенно по другому способу. Может быть даже национализировать вполне возможно. Государство должно взять все риски на себя и, стратегически подойдя, провести ревизию и отремонтировать все, что есть, национализировать вполне возможно.

Второй вариант — это сохранить некоторые рыночные механизмы, поручив все хлопоты, связанные с коммуналкой крупным специализированным федеральным операторам, которые будут иметь необходимые компетенции, квалификацию и финансовую подушку для того, чтобы все эти вопросы решать. Не какие-то там частные предприятия, ИП и многократно банкротящиеся управляющие компании. Возможны комбинации, потому что есть непривлекательные коммунальные активы, ну и им в нагрузку, как в советские времена: хочешь трех мушкетеров, купи от Леонида Ильича интересное.

- Как вы смотрите, с учетом того, что происходит в нашей политике, стоит ли национализировать не только систему ЖКХ, но и крупные предприятия? Т.е. постепенно национализировать, возвращаться к обратной системе, чтобы не было, условно, каких-то крупных частных компаний, а чтобы они были национализированы.

- Мне кажется, что это слишком радикальное решение. Есть, конечно, левые силы, которые бы радостно это поддержали, но я лично поддержать такое решение не готов. Потому что с момента обладания всей полнотой оперативной власти государством, много чего и в системах управления поменялось, и появились эффективные собственники. Зачем рушить то, что работает. То, что не работает, должно подвергнуться ревизии. Если государство может управлять этими системами лучше, то пусть управляет.

- Вы правильно сказали по поводу национализации котельных. Котельные, с которыми проблемы, они же частные в Подмосковье.

- Они несут риски и опасность для населения, потому что произошла чрезвычайная ситуация, люди без отопления остались, дети, старики, в центре страны. Слава Богу, справились службы.

- Такая вот серьезная ситуация в принципе показала, что чтобы ни произошло, мы можем оперативно собраться и решить проблему, такое испытание, через которое стоит пройти иногда.

- С точки зрения пресловутого рынка, если бы система приводилась в порядок в каком-то плановом режиме, с каким-то горизонтом планирования, это бы обходилось гораздо дешевле и проще в управлении, нежели вот так вот, когда рванет – бежать и что-то оперативно решать. И бюджету легче, и людям, которые управляют, и губернатору легче. Губернатор сейчас по факту не управляет этими вещами, он должен тоже как-то действовать в серой правовой зоне, условно говоря, он же не может взять, отобрать и сделать. У него там есть тарифное регулирование, это единственный механизм, которым он может пользоваться.

- При этом, когда происходит такая авария, кто решает проблему? Губернатор?

- Он вынужден решать, хорошо, что хороший губернатор решает, хозяйственник.

Продолжение следует.

tarify zhkh

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
banner-cik-min ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
banner-rfsv-min ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
expert-min-2 ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
partners 6
eac_NW-min ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
insomar-min-3 ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
indexlc-logo-min ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления
rapc-banner ЖКХ пора вывести из категорий ситуационного управления