Рыба и опорные поселения: тресковая «подкормка» для развития Севера
Генеральный директор студии «Инсталлтехно», географ, режиссер Иван Сидельников – о четвертом заседании рабочей группы Госсовета по Арктике.
Главной темой прошедшего заседания рабочей группы Госсовета по Арктике вполне ожидаемо стала реализация потенциала опорных поселений в этом регионе. В первую очередь — за счет ресурсного обеспечения их дальнейшего развития. При этом участники совещания были солидарны в том, что уровень качества жизни на Севере должен быть не только повышен, но выровнен как внутри полярных регионов, так и на межрегиональном уровне. Лишь в этом случае удастся удержать в Арктической зоне её немногочисленное население, заинтересовать и привлечь на Север специалистов, которые необходимы здесь для реализации крупных промышленных и логистических проектов. Новые социальные и урбанистические инициативы в Арктике должны развертываться синхронно с экономическими проектами и согласовываться с ними структурно. В ходе заседания была озвучена и идея перераспределения доходов, получаемых от эксплуатации арктических ресурсов, в пользу самих северных территорий. Это решение сформирует источник дополнительных средств для формирования комфортной среды проживания в опорных поселениях Арктики.
Оживленной дискуссии среди участников рабочей группы поспособствовало выступление по теме изменения фиксированных норм содержания общего мышьяка в добываемых в Арктике морепродуктах. Для тресковых рыб, крабов и креветок, обитающих в северных морях, характерно повышенное содержание общего мышьяка. При этом важно понимать, что показатель «общий мышьяк» объединяет органическую и неорганическую компоненты. Очевидной токсичностью обладает именно неорганический компонент, доля которого в структуре общего мышьяка крайне мала и составляет менее 1%. Опасность органического мышьяка либо отрицается представителями науки (в частности, экспертами Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры), либо ставится под вопрос. Ситуацию усугубляет то, что зарубежное законодательство регулирует вопрос о допустимых нормах содержания мышьяка заметно мягче, чем российское. В частности, в ходе заседания Госсовета прозвучал тезис о том, что США устанавливают предельно допустимую норму мышьяка в 10 раз больше, чем сегодня установлена в России. Аналогичной «мягкостью» законодательства отличаются такие традиционные «морепродуктовые» страны, как Япония, Южная Корея и Китай.
В результате сложившегося подхода к оценке доли мышьяка в морепродуктах, российские рыболовы теряют не менее 160 тыс. тонн рыбной продукции каждый год. В условиях санкций она могла бы направляться на внутренний рынок. При этом компании, в улове которых обнаруживается превышение нормы содержания мышьяка, подвергаются штрафам, а улов их судов уничтожается. Что также влечет за собой определенные расходы.
Профильное ведомство — Росрыболовство предлагает использовать новые для России методики определения неорганических соединений мышьяка в пищевой продукции. Например, метод атомно-абсорбционной спектрометрии. Однако другое надзорное ведомство — Роспотребнадзор — посчитал эти методики непригодными. Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологий вынес на обсуждение свою, оригинальную методику оценки содержания мышьяка, однако надзорное ведомство также отвергло её. Выработка разумного компромисса ещё впереди.