На Севере жить: векторы развития, обозначенные народом
Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – об итогах стратегических сессий, состоявшихся в Мурманской области.
На этот раз говорили о развитии региона с жителями пяти территорий. Никель, Заозерск, Видяево, Мончегорск, Александровск – это не просто точки на карте. За названием каждого города и поселка стоят люди, спаянные северным братством, долгом служения Родине и общим девизом «На Севере жить!»
Прошедшая неделя принесла нам около 500 свежих стратегических идей.
Начнем с демографии:
- Витаминизация мужчин с целью повышение фертильности.
- Пропаганда культуры ухаживания и открытие мест для романтических свиданий.
- Репродуктивное здоровье. Обследование семей, которые не имеют детей, с последующим лечением.
- Легализация многожёнства. Не юридическое, а по факту. И с обязательным содержанием женщин и детей. Это, кстати, женщины предложили.
- Летний семейный отдых. Тут нам будет полезна система одного субсидированного билета на одну семью.
- Привязать арктическую ипотеку к количеству прожитых лет в регионе.
Тема «Арктическая медицина» пополнилась такими решениями как:
- Система командирования на три месяца высококвалифицированных российских врачей на Север. Для их мотивации помимо заработной платы предлагается предоставлять им северный отпуск на 54 дня.
- Служебный автомобиль – каждому доктору.
- Арктический медицинский вуз в Мурманске.
- Витаминизация на постоянной основе с расширением сектора обследования.
Непростой вопрос о привлечении кадров на Север. Конечно, нам нужно целенаправленно рекламировать привлекательность Мурманской области на федеральном уровне. Мы «продаем» потенциальным северянам бренд (привлекательный образ) нашего региона. Помимо красот и «грибного туризма» мы напоминаем, что «урожай хлеба где-нибудь в Бразилии зависит от наших удобрений».
Вот некоторые из предложений участников:
- «Гиперборея» как легендизированный бренд региона.
- Промышленный туризм, т. е. экскурсионное посещение уникальных предприятий региона.
- Нестандартная мотивация привлечения кадров. Как, например, завлечь выпускниц медицинских вузов? Приехала в Мурманскую область – вот тебе однокомнатная квартира. А если с мужем – трехкомнатная.
В сфере благоустройства был просто какой-то снегопад предложений. Вот некоторые из них:
- Караоке-бар с живым аккомпаниатором. Это, в частности, ответ на уже ставшую мемом реплику «у нас тут некуда девочку сводить».
- Электрозаправки – в каждый двор.
- Цифровые муралы. Проект «Город, где раскрашивают зиму».
- Ботанический сад над теплотрассами, чтобы «зимой подышать запахом цветов».
И, конечно, любой модератор отметил бы развитую культуру коллективной мыследеятельности у участников сессий.
Я, со своей стороны, в завершении каждой сессии, вспоминаю высказывание Луция Аннея Сенеки: «Если корабль не знает, в какую гавань ему плыть, ни один ветер для него не будет попутным».
Сегодня Мурманская область поймала свой попутный ветер. И остаётся пожелать ей семь футов под килем.