Важнейший вопрос – размер финансирования отрасли
Математик и математический экономист, член-корреспондент РАН, популяризатор математики среди детей и взрослых, профессор МФТИ и АГУ Алексей Савватеев – о Стратегии развития образования в РФ до 2036 года.
Выскажем несколько соображений по проекту Стратегии развития образования в РФ до 2036 года, версия которого была недавно опубликована в сети. Важнейший вопрос – размер финансирования отрасли. Реализация стратегии осуществляется в два этапа: 2025-2030 и 2031-2036. На первом этапе, то есть на ближайшие пять лет, заявлено «обеспечение неснижения доли расходов консолидированного бюджета на сферу образования». Также на этом этапе заявлено введение новой системы оплаты труда и увеличение оплаты труда педагогических работников. Однако если совокупное финансирование не увеличивается – а «неснижение доли расходов» именно это и означает – за счет чего может быть рост зарплат?
Однако на втором этапе – с 2031 по 2036 – предполагается реальный рост расходов, доведение расходов на образование до 5% ВВП. Это существенное увеличение в сравнении с текущими 3,6%.
Надо понимать, что заявленные цифры – это средние цифры расходов на образование в развитых странах. Приведем некоторые данные расходов на образование от ВВП за 2022 год (по данным отчета 2025 Education at a Glance OECD): Франция: 5,4%; Швеция – 5,3%; Германия – 4,4%; Южная Корея – 5,6%, Финляндия – 5,2%, Испания – 4,5%, Италия – 3,9%. Средние данные по ОЭСР – 4,7%. Отметим, что большой ВВП при небольшой численности детей дает высокие цифры на одного ученика. Например, Австрия при расходах в размере 4,7% от ВВП (не самый высокий процент) входит в тройку стран с самыми высокими расходами на одного ученика.
Повышение расходов на образование до 5% от ВВП при снижении количества учеников даст ощутимую прибавку в финансировании отрасли. Мы понимаем, что эта цифра не могла появиться в Стратегии «с потолка». Это означает, что руководство страны осознает, что отрасль недофинансирована и ситуацию необходимо менять.
Но срок, к которому финансирование должно быть увеличено – 2036. Это более чем через 10 лет! Откладывая повышение финансирования до этого времени, мы рискуем, что многочисленная генерация школьников, родившихся в 2013-16 гг., пострадает от «бюджетной сдержанности» по отношению к системе образования, а в 2036 году вопрос потеряет остроту, поскольку число учеников, вероятно, будет несколько меньше, чем на предыдущем спаде, в 2010-13 гг.
В настоящее время доля финансирования образования в ВВП в России на 1-1,5% ниже показателей 1970-1980-х.
Таким образом, доля расходов, выделяемая в России на образование и в сравнении с другими странами, и в сравнении с предшествующими периодами в истории страны, очевидно низкая.
Кроме того, мы все понимаем реальные размеры инфляции за последние годы. То, что можно было купить на 25 тыс. рублей три года назад – типичную зарплату за 1 ставку во многих регионах – сейчас уже не купишь. Учителя вынуждены либо работать за МРОТ, либо набирать нагрузку, при которой они уже не в состоянии нормально учить детей.
Мы понимаем всю сложность текущей экономической ситуации и колоссальные расходы в связи с СВО, необходимостью поддерживать оборону страны. Но также очевидно, что конфликт с Западом, значительные расходы на оборону – это надолго. Мы не можем откладывать увеличение финансирования отрасли до момента, когда ситуация «рассосется». Это новая реальность, и образование и воспитание детей – это тоже вопрос обороноспособности страны, ее будущего.
Принимая 5% от ВВП как цель на 2036 год, необходимо устанавливать промежуточную цифру увеличенных обязательных расходов, необходим пересмотр приоритетов в расходах, понимая долгосрочные риски недофинансирования.
Негативные последствия, связанные с недофинансированием системы образования, крайне неравномерно распределяются по регионам. Откладывание решения может обеспечить дополнительные преимущества школьникам, обучающимся в г. Москве, – 6,8% школьников страны, на которых приходится 45-50% дипломов призеров и победителей ВсОШ по 24 предметам и более половины мест на очной форме обучения в столичных ВУЗах по данным статистических форм ВПО-1 за 2023-24 гг. Данные за 2025 г. скоро будут опубликованы, и будет очень интересно проследить за изменением этого показателя на фоне роста числа 18-летних.















