Масштабные выборы в Марий Эл
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о прошедших выборах в Марий Эл, где кандидаты боролись за полторы тысячи депутатских мандатов.
В Марий Эл прошли выборы в Государственное Собрание, выбирались городские думы в трех городах Марий Эл – Йошкар-Оле, Космодемьянске и в Волжске. Были также выборы в органы местного самоуправления – это поселковые, сельские советы. Всего 8 сентября замещалось полторы тысячи депутатских мандатов, т.е. это была большая избирательная кампания сверху донизу, с высшего законодательного органа до низовых органов местного самоуправления.
Больше всего интереса представляли выборы в Государственного Собрание. Интересный момент, что еще за полгода до выборов руководство республики пошло на изменение законодательства, поменяв принцип формирования государственного собрания. Раньше это было 50 на 50, т.е. 50% - одномандатники, 50% отдавалось списочникам от партий. Теперь, согласно внесенным изменениям, произошло увеличение одномандатников, на них приходится 75%. Это – депутаты, избранные по одномандатным округам и 25% прошли по спискам.
В абсолютных цифрах, из 52 депутатских мандатов, которые всего есть в Госсобрании Республики Марий Эл, 39 были распределены по итогу выборов в одномандатных округах и лишь 13 - по спискам.
Для чего это было сделано? Не секрет, что Республика Марий Эл - один из немногочисленных оплотов партии КПРФ, там достаточно сильная региональная ячейка, у которой есть серьезная финансовая подпитка в виде локальной пищевой империи Казанковых. Это отец и сын, причем, младший Казанков - депутат Госдумы. Один из немногочисленных кандидатов от оппозиции, которые победили в одномандатных округах, обойдя «Единую Россию». Т.е. уже имеющийся серьезный ресурс накладывается на то, что это достаточно левый и красный регион.
Еще одна важная особенность состояла в том, что для нового главы республики Александра Евстифеева, который два года уже руководит регионом, было принципиально важно сформировать лояльный для себя парламент, потому что действовавший до 8 сентября парламент был сформирован еще при бывшем руководителе. Это всем известный Леонид Маркелов, который сейчас находится под судом по подозрению в коррупции. Поэтому для Евстифеева было важно, условно говоря, чтобы парламент был лоялен и направлен на конструктивное сотрудничество с новым руководителем.
В том числе именно поэтому и изменили эту схему принципа формирования парламента, потому что, понятно, что при прочих равных, кандидаты от «Единой России» более ресурсные. А почему уменьшили долю по партийным спискам, именно потому, что из-за названия КПРФ эта партия могла взять достаточно много. На самом деле так и произошло. И правильность решения подтвердили уже итоги выборов. ЕР набрала порядка 37%. Это один из самых низких результатов по России, меньше набрал только Хабаровский край и около такой цифры, по-моему, Севастополь.
Но за счет того, что размыли долю представительства по партийным спискам, результат у партии ЕР в целом, если брать число депутатов, конечно же, остался достаточно весомым. Т.е. из 52 депутатов на сегодняшний день, в новом парламенте будет 37 единороссов. Это более 70% депутатских мандатов, это большинство. Оппозиция получила всего 15%, в абсолютных величинах это 9 человек от КПРФ и по 3 от партии ЛДПР и «Справедливая Россия».
Еще несколько нюансов. Все партии без исключения, все оппозиционные партии построили свою работу на критике партии власти и руководства республики, несмотря на то, что сам Евстифеев имидж свой не то чтобы не растерял, он его укрепил. Тем не менее, критика власти в целом, не важно, республиканской, местной или даже федеральной, дала свои результаты. И, конечно, оппозиция набрала много поддержки (ЛДПР 16%, СР – 8%) за счет такой апелляции к тихому молчаливому протесту, который, правда, не выливался абсолютно ни в какие публичные массовые мероприятия.
Такой тихий и ползучий протест сыграл свою роль 8 сентября. Несмотря на то, что явка была невысокой. Была прекрасная погода, но некоторые люди вместо того, чтобы идти в лес по грибы-ягоды, ехать на дачи и огороды, все-таки пришли, проголосовали против партии власти.
У единороссов была классическая кампания. «Единая Россия» сознательно не раздражала избирателей партийным брендом, понимая, что к нему есть определенная негативная коннотация. Поэтому заходили через образы узнаваемых, уважаемых людей, ресурсных кандидатов. Но, видимо, чего-то не хватило, сигнал не докрутили, и сшивки между положительными образами людей и положительным образом партии не произошло. Осталась раздельная история, в которой, с одной стороны, есть хорошие кандидаты, прекрасные люди, а с другой – партия, которая повинна в мусорной и пенсионной реформах. Переломить этот федеральный тренд на негатив к партии власти в конкретном регионе не получилось.
Но, подчеркну еще раз, что окончательный результат устраивает руководство республики, потому что две трети кандидатов от партии власти, от ЕР, будут работать в парламенте.