Президент РАПК, эксперт Центра ПРИСП
11.11.2019

Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов

 

Президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов – о том, где и почему пробуксовывает реализация национальных проектов и о том, что с этим делать.

Что происходит с нацпроектом в области медицины? Почему высшие государственные руководители констатируют фиаско?

Особенность нацпроектов в том, что их основа – деньги на целевые программы. Еще раз – это деньги. Если нет инфраструктуры, если нет профессиональных реализаторов программ, если нет системы контроля, то в проекте деньги не имеют ценности. Их невозможно эффективно освоить – просто не на что и не кем.

А разве цель нацпроектов – не создание как раз инфраструктуры?

Как ни странно, так должно быть, но не так. Мы перепрыгиваем канаву в два шага. Например, не имея мощностей по выращиванию монокристаллов с современными требованиями для производства микрочипов, мы пытаемся внедрять новые технологии, планируем связь 5G. Реализовать можем, но на импортных материалах, софте и технологиях. Это значит, что следующий шаг будет еще менее подготовленным.

Внедрение современных клинических рекомендаций и протоколов, улучшение качества и доступности медицинских услуг спотыкается о явный недостаток среднего и квалифицированного медицинского персонала, о катастрофическое сокращение количества и доступности медицинских учреждений, особенно вне городов. Сначала надо сформировать базу для проведения изменений. Иначе томографы так и останутся стоять в ящиках нераспакованными.

Но раньше же деньги подобных проектов осваивали?

А вот это как раз другая история. За прошедшее десятилетие была построена скорее не система реализации проектов, а система освоения денег. Часто малоэффективная для цели проекта, но весьма бодрая для того, чтобы средства были потрачены. Результаты, иллюстрирующие это соображение, мы сейчас наблюдаем – многочисленные уголовные дела среди руководителей по особо крупным хищениям.

Может быть дело в руководителях? Может быть нужно усилить контроль за их действиями?

Мы видим, что часто руководители территорий не могут эффективно в целевом направлении потратить все выделяемые средства. Они боятся использовать старые схемы, а новых просто нет. Больше того, достаточно жесткая линия по преследованию и наказанию за финансовые ошибки и нарушения, носит пока не системный, а выборочный характер. За похожие нарушения кто-то идет под суд, а кого-то не трогают. Поэтому сидит большой начальник в губернском кабинете и взвешивает для себя – что ему аукнется хуже – невыполнение нацпроекта, неполное освоение средств, или все же выполнение федерального плана любой ценой.

А что такое отсутствие инфраструктуры? Это значит нет финансовых инструментов или не хватает больниц?

И то, и другое. Если вы покупаете за 50 миллионов рублей томограф, а оказывается, что нет специалистов, умеющих им пользоваться, нет нормальной эксплуатационной и ремонтной службы, нет запчастей и материалов для него, то он будет стоять под полиэтиленом. Но даже и это еще не все. Что делать, если в распутицу нет дорог, по которым могут приехать пациенты, нет транспортной доступности из области? А если нет медперсонала, понимающего в каких случаях нужно обследование на МРТ и насколько оно экстренно? А если нет нормальной системы учета и сопровождения больных?

Но это же разные вещи – где медицина, а где дороги?

Это вообще, важнейший элемент реализации нацпроектов. Нужна очень хорошо рассчитанная сшивка таких больших государственных забот. Нельзя в масштабах огромного, сложно организованного государства реализовывать отдельные программы без учета друг друга. Здесь жизненно необходимы комплексные цели и система сбалансированных показателей. Какие-то элементы этого периодически проглядывают, но, скорее всего, их недостаточно. Нужна хорошо построенная система законодательного сопровождения проектов. Чтобы не возникало юридических противоречий. Это совсем недавно мы увидели среди пациентов с орфанными заболеваниями и отсутствием правовой базы для закупок лекарств для них. Дело дошло до уголовного преследования за покупку жизненно важных лекарств, просто не внесенных в разрешенный список.

Вообще мне кажется, что увлечение проектными методами в масштабах огромной страны правильно использовать не для системного хозяйственного строительства, а для точечных прорывов в отдельных областях. Такое мы видели в СССР (БАМ, Байконур, нефте-газопроводы), в Китае (увеличение выплавки металлов). Часто большое количество проектов становятся каннибальными друг другу или перегружающими существующую инфраструктуру.

Есть еще что-то важное в этой проблеме?

Да. Это система отчетности. На примере медицины мы все с вами отлично это увидели. По отчетам – зарплаты у медиков достойные, дефицита квалифицированных специалистов нет, очередей к профильным врачам нет, 12 минут хватает для полноценного общения с пациентом. На деле же картина сильно отличается. В образовании те же проблемы. Причем, это видит большинство населения.

Отчет стал важнее дела. И в ход пошли все известные способы делать цифры нужного размера. От простой подтасовки и обмана, до изменения системы измерения и шкал. Или выдача второстепенных показателей за основные, упрятывая неудачи в пятом ряду цифр.

Что нужно делать? Что важно?

Повторюсь, самое главное – инфраструктура. Без ее создания и поддержки, развитие страны с помощью нацпроектов будет очень, очень сложным делом. Нацпроект – это финансовая надстройка, это жидкость, которая при наличии труб придет в кран, а без них выльется на землю. Второе – согласование всех без исключения нацпроектов между собой, со специфическими потребностями территорий, с учетом скорости развития и возможной реализации. Не может по одинаковым параметрам реализовываться проект в Москве, в Сибири и на Дальнем Востоке.

nac_proekty Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов

 
Партнеры
politgen-min-6 Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
banner-cik-min Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
banner-rfsv-min Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
expert-min-2 Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
partners 6
eac_NW-min Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
insomar-min-3 Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
indexlc-logo-min Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов
rapc-banner Куртов: Нужна система сопровождения национальных проектов