Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
16.01.2020

В России стартовал «горячий» этап транзита власти

 

В отличие от послания предыдущего года, выступление президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием 15 января 2020 года было посвящено, прежде всего, внутренним вопросам и проблемам. Помимо этого, президентское послание дало старт внесению поправок в основной закон страны и ознаменовало начало этапа нового организационно-государственного строительства.

Предложение о конституционной реформе в послании президента свидетельствует о начале «горячего» этапа в транзите власти в России и создании иной модели управления страной, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.

Большая часть ежегодного послания президента Федеральному собранию была посвящена вопросам социально-экономической внутренней политики, демографии, здравоохранения, но они ушли на второй план после того, как речь пошла о возможных изменениях в Конституции России. То же самое мы наблюдали в 2018 году, когда президентом было уделено значительное внимание различным социальным проблемам, но блок, посвященный развитию ВПК, стал в итоге основным. Послание-2020 было предназначено, прежде всего, для внутреннего употребления, представив собой тезисы президента по нынешнему состоянию страны и дальнейшим шагам по ее развитию.

В послании прозвучали важные ответы на злободневные вопросы населения в области здравоохранения, борьбы с бедностью и проблемы демографической ситуации в стране, которая свелась к разговору о поддержке самых малоимущих семей россиян. Также была озвучена необходимость уже в 2021 году продемонстрировать темпы экономического роста на уровне мировых стандартов. Об этом президент говорил еще в 2018 году, но правительство Дмитрия Медведева справиться с поставленной задачей не смогло.

Предложение о конституционной реформе в послании президента свидетельствует о начале «горячего» этапа в транзите власти в России и создании иной модели управления страной. До вчерашнего дня Россия представляла собой суперпрезидентскую республику с супервластью президента, когда принятие решений, равно как и ответственность концентрировались на одном лице. Транзит власти в этой схеме предполагал борьбу различных центров влияния, центров силы и ФПГ именно за одно место, за кресло президента.

Вчера Владимир Путин предложил иную модель: уменьшить полномочия президента, перейти к парламентско-президентской форме правления и создать несколько новых центров сил.

Согласно предложениям президента, премьер-министр будет наделяться полномочиями парламентским большинством, выигравшим выборы в Государственную Думу, что делает председателя правительства фактически независимым от президента. В России появятся новые центры силы – премьер-министр, парламент, парламентские партии. В послании было сказано, что в Конституции появится новый орган власти: Госсовет, который будет снабжен определенными полномочиями, став частью исполнительной системы власти. Госсовет, состоящий из губернаторов, повысит роль регионов и увеличит ответственность глав субъектов федерации, некогда являвшихся членами Совета Федерации и принимавших участие в формировании федеральной повестки дня.

Также появится еще один тактический центр силы в лице Конституционного суда, который будет заниматься не только общими рамками российского законодательства, но и тактическими вопросами проверки результатов принимаемых Госдумой законов.

Речь идет о том, что в стране появляются несколько центров силы, в результате взаимодействия которых, на основании договора между различными участниками транзита, будет сформирована новая система управления.

Почему президент уже в середине января, сразу после новогодних праздников, выступил со своими предложениями? Сейчас должен быть запущен процесс реализации намеченных решений, и сделано это должно быть в рамках весьма жесткого временного графика, буквально в ближайшие полгода. Как обозначил президент, должно быть проведено всенародное голосование по утверждению предложенных конституционных изменений.

До того их еще предстоит выработать. Уже вчера была создана рабочая группа по этому вопросу. Также необходимо написать предложения по внесению поправок, определить процедуру народного голосования, которое, по всей видимости, пройдет в Единый день голосования 13 сентября 2020 года. До конца года их предстоит утвердить депутатам Госдумы и членам Совфеда, чтобы поправки к Конституции вступили в силу уже в 2021 году, и выборы в Государственную Думу прошли на основании новых конституционных актов. В 2021 году у нас уже должны быть сформированы новые органы власти, с децентрализацией управления, с тем чтобы подготовиться к 2023-24 годам – времени транзита власти.

В этой схеме транзит власти будет представлять из себя выбор кандидатур на несколько ключевых вновь образованных должностей и сопровождаться усилением роли партий. Вопрос, что это будут за партии? Совсем недавно лидер «Единой России» Дмитрий Медведев был председателем правительства, теперь он станет заместителем председателя Совбеза РФ, что, конечно же, не одно и то же. У новых партий появляются определенные возможности.

Новый председатель правительства Михаил Мишустин – чисто технический премьер, работа его будет проходить до сентября 2021 года, в ограниченный промежуток времени. Далее премьер-министр будет назначаться победившей на выборах в Госдуму партией. Основная его задача – обеспечить президентский посыл об экономическом росте страны в 2021 году на уровне более 3% ВВП. Это очень серьезная задача, повлиявшая на процесс выбора кандидатуры нового премьера. Мишустин – человек высококомпетентный, имеющий навыки квалифицированного управления, не имеющий политических амбиций, не связанный с политическими партиями. Он не станет вмешиваться в стратегию нового организационно-государственного строительства, но при этом он обладает крайне успешным опытом реализации порученных задач. Среди множества федеральных органов управления именно налоговая служба показала свою эффективность, тем более что собираемость налогов в стране крайне высока, лучше чем в целом ряде сопредельных государств.

Ближайший год – не только время трансформации управления экономикой с тем, чтобы она, наконец, продемонстрировала необходимые результаты, но и период подготовки к серьезнейшим изменениям в системе государственного управления.

chinovniki-idut В России стартовал «горячий» этап транзита власти

 

 
Партнеры
politgen-min-6 В России стартовал «горячий» этап транзита власти
banner-cik-min В России стартовал «горячий» этап транзита власти
banner-rfsv-min В России стартовал «горячий» этап транзита власти
expert-min-2 В России стартовал «горячий» этап транзита власти
partners 6
inop-min В России стартовал «горячий» этап транзита власти
insomar-min-3 В России стартовал «горячий» этап транзита власти
indexlc-logo-min В России стартовал «горячий» этап транзита власти
rapc-banner В России стартовал «горячий» этап транзита власти