Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП
31.03.2020

Сценарии климатического регулирования

 

На прошлой неделе Минэкономразвития подготовило план по снижению выбросов парниковых газов до 2050 года. Данный документ подготовлен в развитие ратифицированного Россией в сентябре 2019 года Парижского соглашения по климату, в рамках которого страны пытаются удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2°С.

Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин – о базовом и интенсивном сценариях развития климатического регулирования, представленных в плане Минэкономразвития по снижению выбросов парниковых газов до 2050 года.

Минэкономразвития предлагает для нашей страны четыре сценария развития климатического регулирования: базовый, интенсивный, инерционный и сценарий без мер господдержки. Представляется целесообразным анализировать только первые два сценария – «базовый» и «интенсивный», поскольку вся экспертная правительственная дискуссия идет вокруг именно их возможной реализации.

В рамкам базового сценария наша страна снизит выбросы парниковых газов к 2050 году на 36% (от уровня 1990 года), до 2 млрд т эквивалента СО2. В рамках интенсивного сценария снижение составит уже 48%, до 1,6 млрд т эквивалента CO2. Так называемая «углеводородная нейтральность» будет достигнута к 2100 году.

Россия внесет самый значимый вклад в ограничение роста глобальной приземной температуры уровнем 1,5°С, а накопленное снижение выбросов составит 90 млрд т эквивалента СО2 к 2050 году.

В качестве необходимых «базовых» мер Минэкономразвития предлагает внедрять энергосберегающие технологии в энергетике и промышленности. Резко нарастить объемы переработки отходов и рекультивировать крупнейшие полигоны. Стимулировать производство с высоким классом энергоэффективности. А также обеспечить охрану лесов от пожаров.

С моей точки зрения, все перечисленные меры разумны и адекватны, без относительно обязательств, взятых нами в рамках «Парижского соглашения». Внедрение наилучших доступных технологий, позволяющих повысить уровень ресурсосбережения и энергоэффективности российской промышленности, также как и создание отрасли по переработке твердых коммунальных отходов и рекультивации полигонов - основные цели запущенного в прошлом году в России национального проекта «Экология».

Что касается предложений по реализации «интенсивного сценария», предлагаются следующие меры: регулирование выбросов парниковых газов (введение «углеродного» налога или сбора), введение жестких мер по реализации концепции расширенной ответственности производителей (введение обязательных утилизационных сборов), запрет сплошных рубок леса, обязательное оснащение зданий солнечными коллекторами, фотопанелями (активное внедрение ВИЭ), обязательное введение национальной системы маркировки углеродоемких товаров (в обязательном порядке на всей продукции должна появиться информация о происхождении энергии).

По сути все предложения Минэкономразвития в рамках «интенсивного сценария» предполагают введение либо дополнительных налогов и сборов («углеродный налог» или обязательный экологический сбор в рамках РОП), либо просто дополнительных затрат (обязательное внедрение ВИЭ, маркировка товаров и т.д.). Некоторые отрасли российской экономики дополнительное давление в условиях экономического кризиса и ситуации с пандемией коронавирусной инфекции могут просто не пережить.

Россия неукоснительно исполнила «Киотский протокол», в отличие от США, Канады, Австралии, Японии и других стран, уже снизила выбросы на 41 млрд т эквивалента СО2 и является абсолютным лидером по этому показателю. Фактически Россия задержала процесс глобального потепления почти на год, в то время как другие страны его, наоборот, ускоряли.

Также надо отметить, что указанная стратегия Минэкономразвития была подготовлена из долгосрочного прогноза социально-экономического развития России до 2036 года, в котором заложена цена на российскую нефть Urals $57,6 за баррель в 2019‒2024 годах, к 2036 году она ожидается на уровне $55,5 за баррель. Очевидно, что при долгосрочном низком уровнем цен на нефть, предлагаемые Минэкономразвития предложения практически уже невозможны и будут отложены.

green-media Сценарии климатического регулирования

 
Партнеры
politgen-min-6 Сценарии климатического регулирования
banner-cik-min Сценарии климатического регулирования
banner-rfsv-min Сценарии климатического регулирования
expert-min-2 Сценарии климатического регулирования
partners 6
eac_NW-min Сценарии климатического регулирования
insomar-min-3 Сценарии климатического регулирования
indexlc-logo-min Сценарии климатического регулирования
rapc-banner Сценарии климатического регулирования