Политолог, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП
21.04.2020

Легитимность общественного голосования за поправки

 

Политолог, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Константин Комков – о том, что общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию РФ поставила вопрос о легитимности процедуры голосования.

Сегодня конституционная реформа — одна из ключевых тем общественной дискуссии. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила информационно-аналитический доклад, отвечающий на вопрос о значении общероссийского голосования как источника легитимации поправок в Конституцию страны.

Широкая общественная дискуссия вокруг внесения поправок в Конституцию Российской Федерации поставила, в том числе, и вопрос о легитимности процедуры общероссийского голосования. В связи с этим Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» считает необходимым обратить внимание на следующие моменты:

Конституция государства, отражая базовые ценности и принципы его построения, может и должна изменяться с учетом принципиального запроса общества на их развитие.

Процедура общероссийского голосования может расцениваться в настоящий момент как законодательная новелла, но имеет важный исторический прецедент – всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституционный Суд РФ однозначно охарактеризовал общероссийское голосование как особую форму непосредственного народного волеизъявления, к которому конституционный законодатель, руководствуясь принципом народовластия, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться для принятия конституционной поправки.

Законодательное закрепление особого статуса вступления поправок в Конституцию в силу, — только при одобрении их на общероссийском голосовании, свидетельствует о наличии демократического механизма волеизъявления как факта легитимации принятия поправок.

Поправки в Конституцию стали предметом серьезного общественного обсуждения. Существенное расширение числа вносимых поправок, изменение их формулировок стало следствием активной общественной дискуссии. Механизм работы над поправками с участием рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации существенно расширил обычную процедуру подготовки и рассмотрения поправок.

Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации. Однако возможно их дополнительное усиление.

Ранее опубликовано на: https://riakursk.ru/kurskiy-politolog-rasskazal-o-legiti/

konstitucia Легитимность общественного голосования за поправки

 
Партнеры
politgen-min-6 Легитимность общественного голосования за поправки
banner-cik-min Легитимность общественного голосования за поправки
banner-rfsv-min Легитимность общественного голосования за поправки
expert-min-2 Легитимность общественного голосования за поправки
partners 6
inop-min Легитимность общественного голосования за поправки
insomar-min-3 Легитимность общественного голосования за поправки
indexlc-logo-min Легитимность общественного голосования за поправки
rapc-banner Легитимность общественного голосования за поправки