Политолог, эксперт центра ПРИСП
02.08.2018

О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем

Эксперт Центра ПРИСП, политолог Николай Пономарев рассуждает о том, как повлияет ссора Алексея Навального и Дмитрия Гудкова на популярность российских оппозиционеров.

Скандалы внутри российской оппозиции всегда привлекали к себе пристальное внимание СМИ. Обмен претензиями между Алексеем Навальным и Дмитрием Гудковым не стал исключением. Каждый из лидеров оппозиции предъявил оппоненту внушительный список претензий.

Учредитель ФБК сделал акцент на том, что Гудков сотрудничает с Ростиславом Мурзагуловым. Фамилия последнего оказалась во главе списка «Партии перемен» на выборах в горсовет подмосковного Красногорска. Мурзагулов является вице-мэром Красногорска. В прошлом он занимал пост заместителя главы администрации президента Башкирии и был ведущим новостей Первого канала. Поводом для претензий стала и позиция Ксении Собчак (соратника Гудкова по «Партии перемен») по поводу пенсионной реформы. Жесткой критике подверглись положительные отзывы экс-кандидата «против всех» о работе Сергея Собянина.

Лидер «Партии перемен», в свою очередь, обвинил Навального в неблагодарности. Гудков также приписал учредителю ФБК стремлении замолчать заслуги других лидеров оппозиции. Он также заявил о нежелании Навального участвовать в сплочении противников действующей власти, его «вождистских замашках», которые, по его мнению, лишь содействуют расколу оппозиции.

«Обмен любезностями» между двумя политиками поставил перед заинтересованными лицами вопрос: не обернется ли конфликт тем, что сторонники оппозиции в итоге к утратят интерес к обоим политикам, или, более того, политике в целом?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Но есть, как минимум, три довода в пользу того, что ожидать ослабления лагеря оппозиции не стоит.

Разница потенциалов

Навальный и Гудков – политики из разных весовых категорий. Учредитель ФБК имеет свою историю успеха. В 2013 г. он занял второе место на выборах мэра Москвы. В 2017 г. им был проведен ряд всероссийских акций протеста. Митинги 26 марта стали наиболее масштабными в истории страны со времен Болотной. Среди оппозиционных политиков он обладает наиболее широкой аудиторией в Интернете. Благодаря хорошо развитым навыкам политика-популиста Навальный заручился поддержкой широкого круга сторонников. Поддержка которых в немалой степени основывается на эмоциях, а не доводах разума. Речь идет буквально о поклонниках политика.

Гудков не имеет столь ярких успехов. Его достижения по большей части относятся к случаям, когда экс-депутат работал с кем-то в тандеме. Само появление оппозиционера в большой политике связывают с покровительством его отца. Следует помнить и то, что Гудков-старший являлся офицером ФСБ и длительное время состоял в «системной» части оппозиции. Не добавляет Дмитрию Гудкову очков и то, что бизнес его семьи связан с деятельностью коллекторов. Сотрудничество с Ксенией Собчак (фигурой, токсичной и для оппозиции) также заметно ограничивает круг его сторонников. Гудков уступает оппоненту и по уровню узнаваемости, и по популярности.

Не важно за кого. Важно – против кого

Политическое участие рядовых оппозиционеров имеет определенную специфику. Они не видят в лице «системных политиков» людей, способных представлять их интересы. И чтобы выразить свое недовольство ими, оппозиционеры готовы поддержать человека или партию вне зависимости от степени доверия к ним. На выборах 2011 г. это проявилось через лозунг «голосуй за любую другую партию». В 2018 г. эту же карту попыталась разыграть Ксения Собчак.

Привычка – вторая натура

Оппозиционеры привыкли к тому, что их лидеры (реальные или самопровозглашенные) периодически конфликтуют между собой. Волков ссорится с Кацем, Кац – с Гудковым, Гудков – с Навальным и т.д. Этот «круговорот претензий» внутри оппозиции давно считается нормой. Для большинства оппозиционеров он образует скорее информационный шум. Ядро оппозиционной повестки образуют события другого характера. Обвинения в коррупции в адрес крупного чиновника, техногенные аварии, случаи превышения полномочий силовиками, заведомо непопулярные решения законодателей, акции протеста, критика внешней или социальной политики государства – эти темы действительно интересуют протестную аудиторию. Прочее воспринимается скорее по остаточному принципу.

konflikt oppoz1

 

 
Партнеры
politgen-min-6 О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
banner-cik-min О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
banner-rfsv-min О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
expert-min-2 О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
partners 6
eac_NW-min О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
insomar-min-3 О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
indexlc-logo-min О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем
rapc-banner О том, как Алексей Анатольевич поссорился с Дмитрием Геннадьевичем