Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП
10.01.2022

Хельсинки-2.0

 

Накануне российская делегация прибыла в Женеву, чтобы провести переговоры по гарантиям безопасности с представителями США. В воскресенье вечером состоялись предварительные консультации в формате ужина. Основная часть дискуссии пройдет сегодня.

Москва предлагает Вашингтону новую систему европейской безопасности, отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.

Не стоит обольщаться, что будет какой-то прорыв, будут достигнуты соглашения, которые положат конец конфронтации, имеющей место в настоящее время. Но, тем не менее, переговоры всегда лучше, чем их отсутствие. Диалог хорош тем, что в его рамках стороны обозначают свои позиции и пытаются прийти к компромиссу.

Что касается ситуации в целом, хочу подчеркнуть, что позиция России в данном случае предельно проста и очевидна. Это, если хотите, Хельсинки-2.0. Это нова система европейской безопасности, которая, прежде всего, необходима именно странам Европы, поскольку речь идет об эскалации напряженности в европейских странах. Конечно, она необходима России и США – двум державам, которые находятся в состоянии жесткой борьбы. И тут непонятна ситуация, при которой некоторые европейские страны пытаются всеми способами предотвратить достижение подобного соглашения, разжечь пламя конфронтации и даже военные действия между Россией и Соединенными Штатами.

Удивительно, кстати, что в этом списке оказалась Финляндия, премьер-министр которой заявил о том, что страна оставляет за собой право вступления в НАТО. Это просто нелепая позиция, так как Финляндия и сейчас, если кто-то не знает, имеет военное соглашение с НАТО, так же, как и Швеция. На мой взгляд, сам факт того, что крупный политик Финляндии, ставшей в свое время основой для самого важного процесса эпохи Холодной войны, подписания Хельсинского пакта, делает подобные заявления, свидетельствует о деградации финляндского политического класса. И это прискорбный процесс.

Но, если вернуться к ситуации в целом, важно отметить, что позиция России предполагает только комплексный подход. Она не может быть сведена лишь к переподписанию договора о ракетах средней и меньшей дальности, как пытаются это представить сейчас в США. Сам этот договор, безусловно, нужен. США в данном случае - выдающаяся держава – сами разорвали, сами пытаются склеить разорванный текст. Если США исправят свою ошибку, согласятся переподписать ДРСМД, это можно будет принять с чувством удовлетворения тем, что страна готова работать над своими ошибкам и исправлять их. Но это совсем не то, что обозначает Россия.

Россия говорит о системе европейской безопасности, а не о каком-то компоненте этой системы. Поэтому для России важен именно комплексный подход. Но боюсь, что вероятность достижения подобного рода соглашения невелика. В силу той жесткой конфронтационной позиции, которую сейчас занимает Запад.

mikrofon pesnya

 
Партнеры
politgen-min-6 Хельсинки-2.0
banner-cik-min Хельсинки-2.0
banner-rfsv-min Хельсинки-2.0
expert-min-2 Хельсинки-2.0
partners 6
eac_NW-min Хельсинки-2.0
insomar-min-3 Хельсинки-2.0
indexlc-logo-min Хельсинки-2.0
rapc-banner Хельсинки-2.0