Председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК
18.01.2022

Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов

 

В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.

Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев, Антон Садкин, Владимир Шаповалов, Даниил Ермилов, Константин Труфанов, Павел Склянчук, Антон Чаблин, Алексей Левин и Кирилл Шкилев.

Свою позицию относительно программы нового главы РАПК выразил и один из мэтров российского политконсалтинга –– председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент Европейской ассоциации политических консультантов (EAPC), член правления Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и член правления РАПК Игорь Минтусов.

Я хотел бы поблагодарить "Выбор народа" за актуализацию темы о нашей профессии, за предоставленную возможность выразить свое мнение и поразмышлять над вопросами, сформулированными ранее коллегами.

Вначале –– методологическая преамбула.

Хотя вопросы, которые сформулированы ниже, адресованы исключительно  политконсультантам, ознакомившись с мнением коллег, которые отвечали на них ранее, я обратил внимание на то, что большинство участников дискуссии используют слова "политконсультант" и "политтехнолог" как синонимы. Для меня эти категории не являются синонимами, у них есть принципиальное отличие.

Если коротко:  "Политконсультант"= "Политтехнолог" + "Профессиональная Этика". Другими словами "Политтехнолог"="Политконсультант" - "Профессиональная Этика".

Так как это важно, хочу подчеркнуть, что РАПК - это профессиональная ассоциация политических консультантов, а не политтехнологов.  Считаю полезным напомнить основную миссию ассоциации — содействие процессу формирования правового, демократического государства в Российской Федерации.

В РАПК есть этический кодекс, придерживаться которого обязаны члены ассоциации.

В качестве  примера работы общественной ассоциации   политтехнологов,  (что следует из ее названия), приведу пример  комитета по политическим технологиям при РАСО, где в качестве цели заявлено "развитие технологического инструментария, рост профессионализма участников рынка и политиков".  В  комитете по политическим технологиям  нет этического кодекса. Это не случайно. Подчеркну, чтобы не возникло ложного представления, что члены РАПК – “этичные” специалисты, а члены комитета по политическим технологиям – “неэтичные” специалисты (увы, к сожалению, мне известны как раз прямо противоположные примеры). Например, основатель комитета по политическим технологиям при РАСО,  нынешний президент этой ассоциации Евгений Минченко является одним из наиболее авторитетных российских политических консультантов,  и на последнем конгрессе РАПК он переизбран в члены Правления, что говорит само за себя.   

Исходя из сказанного,  я в своих  ответах на вопросы буду  иметь в виду политических консультантов, членов РАПК,  а не политтехнологов (в свете тех различий, которые я описал выше).

Так что начнем.

- На Ваш взгляд, какую роль сейчас играет РАПК в жизни цеха российских политконсультантов и какое положение он может (или должен) занять?

- Ключевую роль играет.  Одной из основных задач РАПК, записанных в уставе организации, является содействие повышению престижа политических профессий в Российской Федерации, воспитание профессиональных консультантов в области электоральных и социальных процессов в духе неукоснительного соблюдения положений закона, норм профессиональной этики.

Из этой задачи следует необходимость институционализации  профессии  “политический консультант” в России. Поясню, что стоит за этими общими словами, так как это операциональная, а не имиджевая или репутационная задача. За словами “институционализация профессии “политический консультант”” стоит государственная регистрация двух стандартов.

“Профессиональный стандарт политического консультанта” регистрируется в Министерстве труда и социальной защиты.

“Образовательный стандарт политического консультанта” регистрируется в Министерстве образования.

Это легко сказать, но очень непросто сделать. Существует длительная и сложная процедура, которую ассоциации (РАПК) необходимо пройти вместе с юристами. Особенно хочу отметить, что во время последнего общего собрания РАПК в декабре 2021 года, на котором был избран на очередной срок новый президент ассоциации,  известный российский политический консультант Григорий Казанков, в своей “тронной речи” он основное время уделил как раз этим задачам, которые мы сегодня обсуждаем и которые стоят перед нашей ассоциацией.

- Некоторые специалисты прогнозируют рост конкуренции на рынке политконсалтинга при падении стоимости услуг специалистов в этой области. Как Вы считаете, у этих прогнозов есть реальные основания?

- Честно говоря, не вижу реальных оснований для прогноза роста конкуренции на рынке политконсалтинга в России. Рынок  политконсалтинга (я имею в виду в первую очередь федеральный уровень, но не только) жестко администрируется АП и региональными управлениями внутренней политики губернаторов. Рост конкуренции на рынке политического консультирования в России будет расти только тогда, когда будет расти политическая конкуренция на электоральном поле, а здесь я не вижу поводов для оптимизма. При жестком администрировании выборов рост конкуренции может быть только тогда (давайте помечтаем), когда соответствующие политические администраторы будут утверждать  для выдвижения на тот или иной выборный пост не одного, а  двух кандидатов, например. Тогда между ними будет разворачиваться реальная борьба за электорат и резко возрастет спрос на услуги политических консультантов

- Некоторые политконсультанты выражают мысль о том, что в России давно назрела потребность в переходе к политконсультированию «на постоянной основе». То есть политконсультанты должны работать с государством, партиями и кандидатами на постоянной основе, а не «от выборов к выборам». Согласны ли Вы с этой позицией? И есть ли в России условия для этого перехода?

- Эта потребность назрела очень давно, еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов. И она успешно уже решена партиями и исполнительной властью. По моей экспертной оценке,  во второй половине 90-х среди всех политических консультантов, которых я знал, 80% были фрилансерами, и лишь 20%  консультантов были в штатном расписании различных политиков или в структурах исполнительной власти (помощники мэров, депутатов, еtс.). В середине 2000-х годов ситуация зеркально поменялась: большинство партий создало в своем аппарате штатные единицы для политконсультантов, которые отвечали за выборы, а между выборами за имидж партии или политика и решали текущие задачи. И таких профессионалов стало 70%, а фрилансеров – 30%. В этом смысле такого вопроса нет. Есть факты перехода очень многих политконсультантов на штатную работу в различные структуры.

- По Вашему мнению, в чем могут выразиться позитивные последствия формального признания профессии политконсультанта? Заинтересована ли в принципе профессиональная корпорация в этом достижении?

- Позитивные последствия следующие: политический консультант может заводить трудовую книжку, где у него будет записана профессия “политический консультант”. Он в соответствии со своей профессией будет платить налоги от доходов, ему будет начисляться пенсия. Перефразируя известные слова Максима Горького, он может сказать: “Я – политический консультант, и это звучит гордо.” Заинтересована ли профессиональная корпорация в этом? Я уже сказал, что новый президент РАПК в этом заинтересован, и это вселяет оптимизм.

- Есть ли у Вас собственные представления о структуре и содержании профессионального стандарта политконсультанта? Можно ли обойтись единым профстандартом, или же потребуются свои «шаблоны» для представителей конкретных специальностей (электоральных юристов, специалистов в области полевых технологий, райтеров и т.д.)?

- Сама структура и содержание профессионального стандарта  регламентирована положением о профессиональном стандарте, которое есть на сайте Минтруда. «Наполнить» ее особенностями работы политического консультанта – большая и сложная задача. Такой задачей еще несколько лет назад,  в 2015 году, по поручению правления РАПК начинал заниматься в ту пору вице-президент РАПК Андрей Дегтярев. Работа  шла очень медленно. В новом Правлении РАПК продолжать заниматься этой работой будет член Правления Олег Захаров, если я правильно понял одно из первых поручений Григория Казанкова.

 - Как может измениться жизнь цеха политконсультантов после появления профстандарта?

- Политические консультанты легитимизируют свою профессию, станут полноправными членами общества.  К ним несколько по-другому начнут относиться  представители государственных органов, заказчики, друзья, жена, дети.

- Есть мнение: сейчас практикующие политконсультанты в России не заинтересованы делиться своими уникальными знаниями в рамках образовательных программ в вузах («зачем бесплатно или задешево делиться источником высоких доходов»?). Вы согласны с этой позицией?

- Нет, не согласен. Это искусственная проблема. Образовательные программы в вузах должны вести профессиональные преподаватели, а не действующие политические консультанты, которые в промежутках между выборами забежали в вуз на несколько часов, чтобы осчастливить студентов своими сакральными знаниями о совсем не сакральных  российских  выборах.  Действующий политический консультант – максимум, что обычно может сделать – провести мастер-класс.  И не надо путать это с систематическим курсом лекций на 20-30 академических часов, например.  Это две разные профессии с двумя  разными профессиональными стандартами:  профессиональный стандарт «преподаватель» и профессиональный стандарт «политический консультант». Чтобы читать лекции о политической мафии в России, преподавателю совсем не обязательно быть политическим мафиози).

Похожий (наивный)  вопрос можно задать по поводу преподавания любой специальности. Например, что лекции студентам по физике должны читать не преподаватели по физике, а  физики-ученые, которые занимаются наукой и реальными экспериментами. Это далеко не всегда так. И здесь мы затрагиваем другую важную тему, которой еще не касались. А именно: образовательный стандарт. Он разрабатывается (внимание!) на базе профессионального стандарта в соответствии с федеральным нормативом и именно в такой последовательности: вначале – профессиональный стандарт,  а затем – образовательный стандарт. Это другая, не менее сложная и не менее увлекательная задача.

- Существует точка зрения, что для занятия политконсультированием человек должен обладать особыми качествами. Согласно этой позиции, политконсультант – это не ремесленник, которого можно обучить выполнению набора алгоритмов. Это, скорее. человек, наделенный талантом. Его нельзя обучить с нуля. Можно лишь «отшлифовать» природные задатки человека. Вы согласны с этой позицией?

- В целом согласен, но это условие или требование справедливо по отношению к представителям многих профессий, не только к профессии политический консультант. Но, помимо природных задатков, должны быть знания и опыт, который либо есть, либо его нет.

- По Вашему мнению, есть ли в системе высшего образования кадры, способные подготовить политконсультанта с учетом требований рынка?

- Безусловно, есть (например, Минтусов Игорь Евгеньевич), но их очень мало. Повторюсь, преподавательская деятельность – другая профессия.

- Как запуск программ подготовки политконсультантов в вузах может повлиять на рынок политуслуг? Будут ли востребованы выпускники подобных программ?

- Он усилит  профессиональные компетенции и качества  политконсультантов, вступающих на этот рынок. Выпусники этих программ будут востребованы при условии, что в России сохранятся свободные демократические выборы.

 

knigi i chelovechek

 
Партнеры
politgen-min-6 Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
banner-cik-min Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
banner-rfsv-min Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
expert-min-2 Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
partners 6
eac_NW-min Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
insomar-min-3 Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
indexlc-logo-min Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов
rapc-banner Минтусов - о закате эпохи «нестандартных» политконсультантов