Местное самоуправление превратилось в декларацию
Госдума во вторник приняла в первом чтении проект базового закона об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ), которым вводится одноуровневая система организации самоуправления на местах, устанавливаются полномочия муниципалитетов, а также усиливается ответственность глав муниципальных образований.
По мнению юриста, общественного деятеля Карена Григоряна, принятый законопроект напрямую говорит о том, что власть не готова к диалогу с гражданами.
Напомню, реформа местного самоуправления, предполагающая развитие диалога между гражданами и властью, уходит корнями в начало двухтысячных годов. Именно тогда и была создана двухуровневая система власти. Муниципалитетам передали ряд полномочий и возможность формировать собственные бюджеты. И это, на мой взгляд, был шаг в сторону демократического принципа народовластия, к конституционным гарантиям того, что местное самоуправление отделено от государственного.
Надо сказать, что за 20 лет многие муниципалитеты стали самостоятельными, начали решать собственные проблемы. Конечно, это произошло не во всех поселениях и маленьких городах. Безусловно, диспропорция в доходах, а значит и в самостоятельности, существовала. И это стало, наверно, главным аргументом при формировании законопроекта о местном самоуправлении. Но эта аргументация, на самом деле, несостоятельная. Ведь можно было пойти путем укрупнения муниципалитетов второго уровня, а пошли путем ликвидации. В итоге, власть в очередной раз показала, что отдаляется от простых граждан.
Вдобавок к этому губернаторы получают возможность влиять на глав муниципалитетов. Раньше местное самоуправление осуществлялось отдельно от государственного управления. Да и сейчас в Конституции прописано, что это разные ветви власти. Но если мы посмотрим закон, то увидим, что главы регионов получают право отстранять глав городов за несоответствие поставленным задачам. А это уже идет сращивание государственного и муниципального аппаратов.
По факту, местное самоуправление в классическом смысле теряет суть, оставаясь лишь в декларативном виде.