Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП
31.01.2022

Запретят ли профессию политтехнолога?

 

В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.

Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев, Антон Садкин и Александр Молвинских.

Также поделились мнением президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, президент Minchenko Consulting Евгений Минченко, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК Игорь Минтусов и вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров.

Свою позицию относительно будущего профессии политтехнолога выразил и Сергей Гречишников, политконсультант, эксперт Центра ПРИСП.

В свете грядущих социальных преобразований профессию политтехнолога могут запретить. Читаю немой вопрос в ваших глазах: с чего бы это? Формально, если строго следовать духу Закона, привлечение политтехнологов на выборы нарушает равенство кандидатов. Богатые могут себе позволить дорогостоящих специалистов, а бедные нет. Посему у нас в Госдуме после Шандыбина нет ни одного рабочего и крестьянина.

При наличии профессиональной команды пиар-специалистов и значительных финансовых ресурсов можно избрать даже Чикатило.

Представьте себе, что некая группа выходит с инициативой – просим внести в реестр профессию карточного игрока. Примерно то же самое и с сертификацией профессии политтехнолога. Для большинства населения нашей страны, политтехнолог является символом ловкого парня, этакого Остапа Бендера, который пытается сделать свой гешефт, продавая морально неоднозначный продукт. Прежде всего, политтехнолог занимается тем, что профессионально манипулирует массами. По сути дела это продвинутый, не без таланта, фокусник в цирке, где госпожа Белладонна обманывает легковерных детей. Политтехнолог же в этом шоу создает отдельную реальность, своего рода виртуальную Матрицу.

Собственно, задача политтехнолога - добиться успеха в избирательной кампании либо каких-то иных политических проектов. И цель здесь зачастую оправдывает средства. Поэтому, объективно, политтехнолог оказывается по ту сторону добра и зла, он имморален. А если он будет руководствоваться исключительно принципами общественной морали, он успехов не добьется. Высоконравственного человека Система обычно вымывает на периферию, а потом безжалостно выбрасывает за борт. Происходит маргинализация совести. И это, увы, устоявшийся тренд.

Безусловно, в цеху подавляющее большинство моих коллег - это замечательные, порядочные люди. Прежде всего, в плане личной коммуникации. Однако как только им приходится действовать в логике заказа, начинают работать другие механизмы. К счастью, внутри цеха деятельность регламентируется вполне понятными нормами корпоративного кодекса чести. Он действительно существует.

По отношению же к клиенту далеко не все коллеги этот кодекс используют. А вот по отношению к нашему невзыскательному народу мало кто обременяет себя глубокой моральной рефлексией, важен же результат. Принцип простой: проще, короче, тупее, циничнее.  Нужно, чтобы пиар зашел в мозг несчастного обывателя так, как с одного удара кувалдой заходят гвозди в сосновые доски.

Кто-то думает, что пиар - это тонкая хирургическая операция. Ничего подобного. Это именно кувалда. Кроме этого, пиарщики эксплуатируют самые низменные человеческие страсти – гнев, злорадство, алчность, тщеславие, страх и т.д. Поэтому, как мне видится, в конце нашей жизни нам придется с постом и молитвой идти по Руси и вымаливать себе прощение. Кому-то из православных - заканчивать жизнь свою в монастыре. Татарам - совершить хадж в Мекку, ну а евреям - пожалуйте к Стене плача.

Вот, собственно, мои соображения по поводу желания некоторых коллег институализировать нашу профессию и сделать ее легальной. Лучше не делать никаких движений в эту сторону!

Таков парадокс нашей профессии. Как говорил когда-то Войнович, мы все служим Системе, но мы не идиоты и все всё понимают, просто сделать ничего не могут.

Я не предлагаю отстирать пиратский флаг, и говорю совсем не об этом. Не нужно ничего отстирывать, нужно просто не слишком увлекаться чрезмерным цинизмом и ставить себе какие-то рамки. Например, некий технолог говорит – граждане, сейчас договоримся, я сделаю вот это. А он и не собирается ничего делать! А люди, которые верили ему, попадают в итоге в неприятные ситуации. Никколо Макиавелли переворачивается в гробу. Слишком много в последнее время стало случаев, к которым можно предъявить откровенные нравственные претензии: обман, лукавство, эксплуатация дурных наклонностей и т.д. Потом пиарщик уезжает из региона, оставляя там дымящиеся развалины, люди между собой ссорятся, иногда доходит вплоть до уголовного преследования. Эта практика должна закончиться.

Во внутреннем кодексе чести цеха политтехнологов должен быть определенный ценностный задел, где одна из первых фраз должна звучать так: «Ценность Отечества абсолютна». То есть Родина - всё, пиар - ничто. Поэтому, если ты собираешься сделать что-то, что заставляет страдать граждан нашей страны, не делай этого. В конце концов, даже если ты понимаешь что можно проиграть кампанию, необходимо помнить, что есть вещи, которые перевешивают твое желание нарисовать очередную звезду на фюзеляже. Если у тебя есть возможность зайти в регион и завоевать доверие местного руководства, сделай что-нибудь такое, чтобы после тебя люди вспомнили это добрым словом. Не тебя вспомнили, тебя и знать никто не должен, а клиента, на которого ты работал.

Например, проект «Колымское братство» родился именно потому, что мы хотели, чтобы колымчане чувствовали себя уникальной общностью, помогали друг другу, и считали не зря прожитыми годы, которые они провели в самом холодном углу нашей страны. Еще пример - «Улан-Удэ - город добрых традиций». Мы их нашли, эти традиции, начали их продвигать, делать их модными, в конце концов. Или проект «Семейный альбом» - предложение вспомнить своих предков, прадедушек, прабабушек... Вместе с детьми вписать их в Родовое древо.

Всегда можно сделать что-то, что выходит за рамки убогого желания любой ценой добиться победы и выложить результат в интернет со словами «Мы их сделали». Кого ты сделал?

Мы не безоружны в борьбе за нравственность. Есть способы влиять на маргинальные личности, которые позорят остальных политтехнологов, позорят весь цех. Не зря существует понятие «нерукопожатый коллега». Для того чтобы человек ушел из профессии, надо не давать ему заказы, и тогда он сам уйдет. Он, конечно, где-то будет искать клиента для продолжения деятельности, но социальные сети позволяют быстро узнать, что перед тобой за человек, узнать, что он натворил. Я знаю людей, с которыми в цеху мало кто общается. В итоге они остаются в одиночестве, и жить им трудно. Но это справедливо.

 

knigi i chelovechek

 
Партнеры
politgen-min-6 Запретят ли профессию политтехнолога?
banner-cik-min Запретят ли профессию политтехнолога?
banner-rfsv-min Запретят ли профессию политтехнолога?
expert-min-2 Запретят ли профессию политтехнолога?
partners 6
eac_NW-min Запретят ли профессию политтехнолога?
insomar-min-3 Запретят ли профессию политтехнолога?
indexlc-logo-min Запретят ли профессию политтехнолога?
rapc-banner Запретят ли профессию политтехнолога?