Член ОС Минприроды, глава «Альянс Зеленых», эксперт Центра ПРИСП
05.03.2019

В Минприроды - новый общественный совет

 

Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин утвердил новый состав общественного совета (ОС) министерства. В него, в частности, вошли эксперты Центра ПРИСП - глава партии «Альянс Зеленых» Александр Закондырин и руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области Олег Иванов.

Новоиспеченный член Общественного Совета Александр Закондырин считает, что нужно добиваться реального участия «общественников» в механизмах принятия управленческих решений, поскольку в схватке «бюрократов» и «активистов» часто правы именно активисты.

С моей точки зрения, именно новый Общественный совет должен стать ключевой общественной площадкой по обсуждению национального проекта «Экология», по выработке эффективных механизмов общественного контроля над принимаемыми управленческими решениями и созданию центра компетенций по сопровождению крупных федеральных проектов, таких как, например, «мусорная реформа».

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Общественная палата России и общественные советы при федеральных органах государственной власти являются субъектами общественного контроля.

Согласно российскому законодательству общественный контроль — это наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих, в соответствии с законами, отдельные публичные полномочия. Кроме того, общественный контроль подразумевает проверку, анализ и оценку издаваемых ими актов и принимаемых решений. Под общественной проверкой понимаются действия субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов исполнительной власти, а также деятельности, затрагивающей̆ права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Говоря об инструментарии, которым обладает общественный контроль, это во-первых, общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов исполнительной власти. Во-вторых, это общественная экспертиза, которая основана на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, анализ и оценка актов, решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной исполнительной̆ власти, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Иными словами, сегодня вся деятельность по общественному контролю законодательно урегулирована и осталось только наполнить ее реальным содержанием.

В рамках национального проекта «Экология» Минприроды РФ является ответственным за реализацию 5 федеральных проектов: «Чистая страна», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» осуществляется совместно с Минпромторгом РФ. По федеральным проектам «Чистый воздух» и «Сохранение лесов» ответственными являются подведомственные Минприроды РФ: Росприроднадзор и Рослесхоз. Представляется целесообразным создать профильную комиссию Общественного совета Минприроды РФ по общественному контролю над реализацией национального проекта «Экология» и сформировать профильные рабочие группы по федеральным проектам с приглашением ведущих экспертов по различным направлениям.

Кроме того, Минприроды РФ подведомственны целый ряд ключевых федеральных служб и агентств, в частности: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей̆ среды (Росгидромет), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Для эффективного механизма комплексного общественного контроля над природоохранной сферой необходимо создать общий координационный совет. Руководителей общественных советов подведомственных структур Минприроды РФ необходимо приглашать на заседания ОС Минприроды, а члены ОС подведомственных структур Минприроды РФ должны иметь возможность участвовать в работе и высказывать свое мнение.

Принципиально важно выстроить взаимодействие ОС Минприроды с Общественной палатой Российской Федерации. Постоянное системное взаимодействие должно осуществляться с профильной комиссией по экологии и охране окружающей среды ОПРФ и координационным советом по вопросам экологической безопасности граждан при Общественной палате Российской Федерации. Также необходимо скоординировать усилия с другими общественными инициативами (общественно-деловым и общественно-экспертным советами по нацпроекту «Экология»), обеспечить системный контакт руководителей ОС при отраслевых органах исполнительной власти субъектов РФ на заседаниях ОС Минприроды, заседаниях комиссий и рабочих групп. Также обеспечить обязательное участие представителей ОС при отраслевых органах государственной власти субъектов РФ при проведении общественных проверок и общественных экспертиз по их регионам, координацию деятельности с Общественными палатами регионов.

Учитывая, что в рамках национального проекта «Экология» предполагается внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) на 6,9 тыс. российских предприятий, а расходы на реализацию этой программы до 2024 года составят около 2 трлн руб., полагаю, что создание постоянной действующей рабочей группы ОС по общественному контролю за внедрением НДТ станет реальной площадкой по методической помощи предприятиям, принявшим решением сделать свое производство более экологичным.

Деятельность общественного совета Минприроды должна стать публичной и гласной, должен появиться сайт с функцией онлайн трансляций всех заседаний ОС, комиссий и рабочих групп, должны быть открыты аккаунты в социальных сетях. На мероприятиях должны присутствовать представители СМИ, а результаты работы должны иметь публичное звучание.

В природоохранной сфере много правильных идей и начинаний, которыми мог бы вполне эффективно заниматься Общественный совет Минприроды РФ. Назову только несколько из них:
• экологическое рейтингование регионов России – очень много разных рейтингов и не всегда они носят объективный характер, поэтому появление единого экологического рейтинга регионов России по понятной методике под эгидой ОС Минприроды РФ будет востребовано как СМИ, так и экспертным сообществом.
• всероссийское движение общественных экологических инспекторов и волонтеров – создание региональной сети экологических инспекций, состоящей из добровольцев и эко-активистов, занимающихся сбором актуальной информации и общественным контролем экологической ситуации в регионах по наиболее острым экологическим проблемам.
• медиация социально-экологических конфликтов – общественный Совет Минприроды РФ должен выступить в качестве объединенного центра экологической конфликтологии, основным направлением деятельности которого станет урегулирование региональных экологических конфликтов посредством разработки дорожных карт, экспертного консультирования и проведения просветительских мероприятий. Учитывая нарастающий шквал «мусорных» протестов такая работа будет крайне востребованной.

Полагаю, что направлений для такой проектной работы достаточно много и важно объединить усилия различных гражданских инициатив, некоммерческих организаций и простых эко-активистов.

Главным недостатком работы многих общественных советов при органах исполнительной власти, да и многих региональных общественных палат, является формальный подход к своей деятельности, нехватка реальной дискуссий по ключевым вопросам жизни отрасли и регионов, а порой и полное отсутствие содержательных результатов деятельности. Все это нужно менять и добиваться реального участия «общественников» в механизмах принятия управленческих решений. Не стоит всегда и во всем соглашаться с начальством, поскольку в схватке «бюрократов» и «активистов» часто правы именно активисты.

ekologia

 
Партнеры
politgen-min-6 В Минприроды - новый общественный совет
banner-cik-min В Минприроды - новый общественный совет
banner-rfsv-min В Минприроды - новый общественный совет
expert-min-2 В Минприроды - новый общественный совет
partners 6
eac_NW-min В Минприроды - новый общественный совет
insomar-min-3 В Минприроды - новый общественный совет
indexlc-logo-min В Минприроды - новый общественный совет
rapc-banner В Минприроды - новый общественный совет