Севастопольские "неваляшки", или Чума на оба ваших дома?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Сергей Юшин – о продолжающемся расколе политических элит в Севастополе, который только разгорается в преддверии избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного собрания города, которые должны состояться в сентябре будущего года.
Ни для кого в Севастополе не секрет, что народный мэр и Герой Русской весны А. М. Чалый в 2016 году выступил главным лоббистом властной городской рокировки, то есть замены действующего на тот период времени губернатора С. И. Меняйло на никому не известного в то время молодого технократа и заместителя министра промышленности и торговли Д. В. Овсянникова. Новый руководитель региона, по сути, не имел собственной команды и в первое время целиком положился на рекомендации своего местного "старшего коллеги", в результате чего представители команды Чалого заняли основные позиции в Правительстве Севастополя.
Надо сказать, что большинство представителей городской элиты и сами жители очень положительно отнеслись к переменам, надеясь, что ликвидация противостояния между ветвями власти послужит на благо развития города... Если бы они знали, что "медовый месяц" нового Губернатора продлится немногим более полугода...
Примерно, с начала 2017 года, отношения между Д. О. Овсянниковым и А. М. Чалым стали прогрессивно охлаждаться, вследствие достаточно авторитарных и трактуемых командой Чалого как "не командные" управленческих и кадровых решений со стороны врио губернатора. В частности, эти разногласия проявились в создании и реализации Генерального Плана развития Севастополя. Немалую роль в ухудшении отношений между обоими руководителями сыграло сближение врио Губернатора с действующим руководством "Единой России", находящимся в непримиримой вражде с А. М. Чалым и его командой. Это противостояние стало проявляться ещё с 2015 года не только в постоянных баталиях на поле Законодательного собрания, но и в СМИ, а также в постоянных практических действиях представителей обеих единоросовских групп. Апофеозом этой борьбы стал демонстративный уход восьми действующих депутатов-чаловцев из состава Регионального политсовета в апреле 2016 года.
Губернаторские выборы 2017 года могли стать одним из эпизодов борьбы между прогубернаторской и «прочаловской» группами, однако, благодаря активному вмешательству Федерального центра, этого удалось почти избежать. На период подготовки и проведения избирательной кампании представители А. М. Чалого, в первую очередь подконтрольной ему депутатской группы из Законодательного собрания в количестве 12 человек по рекомендации со стороны АП и руководства "Единой России" старались придерживаться достаточно нейтральной позиции, что у них, впрочем, не очень получалось. Несмотря на достаточно выраженное протестное движение против принимаемого без широкого общественного обсуждения Генерального плана Севастополя, содержащего достаточно одиозные решения по изменению назначения тех или иных принадлежащих городу земель, что затрагивало интересы значительного числа горожан. Выяснение отношений, по сути, ограничивалось отдельными публикациями на ресурсе "Форпост" и региональном телеканале НТС. Данные проектируемые решения затрагивали и продолжают затрагивать интересы не только крупных застройщиков-девелоперов, но и простых собственников.
Градус противостояния значительно повысился после выборов губернатора 2017 года, на фоне продолжающихся протестов населения против Генерального плана, многочисленных коррупционных скандалов, касающихся руководителей и сотрудников Правительства Севастополя, конфликтных отношений между Прокуратурой и Правительством Севастополя.
Ситуация стала усугубляться многочисленными сбоями, касающимися исполнения ФЦП в Севастополе, реализация которой, несмотря на пристальное внимание со стороны губернатора к этой проблеме, по состоянию на сентябрь 2018 года не превышает 16% от общего объема выделенных финансовых средств. Особенно, резонансную реакцию вызвал скандал, связанный с потерей 2 миллиардов рублей бюджета ФЦП в мае 2018 года, перечисленных на счет предприятия Канализационно-очистные сооружения (КОС) «Южные», которые строятся в Севастополе по федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2022 года. Сумма контракта с подрядчиком строительства — фирмой «Биотехпрогресс» составляет 6,8 млрд. рублей. Во исполнение договора подрядчику на счёт в «ОФК-Банк» был перечислен аванс — более 2 млрд. рублей, или 30% от суммы договора. В итоге банк был признан банкротом, а средства оказались замороженными.
Очередным рубежом противостояния между губернатором и его командой с одной стороны, А. М. Чалым и его группой с другой, является вопрос символики г. Севастополь: "чаловцы" настаивают на возвращении имперской, существующей до 1917 года, губернаторская сторона настаивает на советской; в общественном сознании севастопольцев также отсутствует консенсус, голоса "за" и "против" распределяются примерно поровну.
Из последних актов "боевых действий" между Правительством и Законодательным собранием Севастополя, которое контролирует "группа Чалого", можно отметить недавнее неприятие правительственного плана приватизации городского имущества под предлогом его неготовности и непрозрачности.
Отдельным абзацем следует рассмотреть кадровую ситуацию. Приезжие руководители далеко не всегда являются высококвалифицированными управленцами, хотя уровень подготовки их зачастую значительно превышает уровень местных кадров, "варившихся" в течение последних 25 лет во внутригородском "собственном соку" и не владеющих общероссийскими федеральными стандартами. Благодаря усилиям «чаловских» СМИ термин "удмуртские" и "заезжие" превратился практически в оскорбительное ругательство в отношении неместных чиновников. Впрочем, и сами «варяги» ведут себя на новом месте, как на завоеванной территории и не стремятся договариваться с местными, а, напротив, диктуют им "условия капитуляции". Такая ситуация не может не вызывать раздражение местной элиты.
Существуют достаточно напряженные отношения между правительственными структурами города и представителями городского бизнеса. С одной стороны, одним тяжело перейти от достаточно коррупционных правил игры, принятых в городе во времена Украины, и принять формализованную российскую систему координат, регулирующую взаимоотношения государства и бизнеса. Другим, претят «двойные стандарты», когда законность распространяется только определенных представители бизнеса, а другие продолжают по-старинке работать в новых условиях. Всё это вызывает общее раздражение и озлобление. Ситуации с ликвидацией нестационарных торговых объектов, торговым центром "Муссон", судоремонтным заводом "Южный Севастополь", к примеру, вышли далеко за рамки общегородской повестки и являются резонансными не только среди предпринимательских кругов, но и в целом в работе городского сообщества.
Существует несколько десятков "точек противостояния" между командами Губернатора и "чаловскими", каждая из которых активно освещается в аффилиированных СМИ и тиражируется в массы, подогревая градус гражданской активности населения.
Президентские выборы 2018 года, призванные каким-то образом консолидировать городскую элиту и нивелировать имеющиеся противоречия, не повлияли на структуру взаимоотношений между существующими политическими группами. Более того, конкуренция за собственную роль и её оценку Федеральным центром в достижение весьма неплохого результата голосования за Главного кандидата вызвала весеннее обострение не только у представителей двух лагерей, но и внутри всей севастопольской элиты.
В период подготовки и проведения выборов в Законодательное собрание Севастополя ситуация накаляется, обе влиятельные группы воспринимают данный политический процесс как переломный момент в развитии существующего противостояния. Со стороны губернатора неоднократно звучали идеи о досрочном прекращении полномочий высшего органа представительной власти города и досрочных выборах депутатов; со стороны "чаловцев" - об утрате доверия губернатора со стороны Президента РФ и его скорой отставке; вышеперечисленные смыслы в их многообразной интерпретации активно тиражируются со стороны и прогубернаторских, и прочаловских СМИ. Обе группы начинают формировать информационную повестку данных выборов, активизируют переговоры по поиску союзников, начинают или усиливают свою деятельность в избирательных округах.
Враждебно звучащие декларации постоянно сопровождаются непрекращающимся событийным рядом: то губернатор не желает выступать с отчетом Правительства перед Законодательным собранием и приглашает депутатов приходить в Правительство, чтобы принять его; то во время заседания Законодательного Собрания по рассмотрению вопроса о бюджете Севастополя на 2018 год удаляются из зала представители СМИ и заинтересованных бюджетных организаций; то в сети появляются фейковые новости об отстранении Губернатора Д. В. Овсянникова В. В. Путиным от должности в "связи с утратой доверия" и т.д.
Подобные инциденты вызывают недоумение и непонимание ситуации со стороны федеральных структур и представителей севастопольской элиты, не говоря уже о многочисленных севастопольских активистов формальных и неформальных организаций, которые являясь социально и политически активными, способны влиять на исход политического противостояния в городе в первую очередь через электоральные процессы. Федеральные тренды, связанные с результатами выборов в Приморском и Хабаровском краях, Владимирской области, Хакасии, в других регионах, когда электоральный результат не соответствовал как установкам федеральной власти, так и действиям, проводимых региональными властями, способствует усилению уверенности в собственных силах и дальнейшему росту гражданской активности указанных групп, особенно с учетом выраженной в Севастополе протестной повестки.
Нельзя при всем этом не удивляться долготерпению федерального центра, стремившегося вначале то помирить обе противоборствующие группы, то оказать предпочтение поочередно то одной, то второй стороне. В результате, ситуация остается подвешенной, что не может не влиять на стагнацию городской экономики и сохраняющееся напряжение социального самочувствия горожан. Весьма вероятным исходом противостояния представляется истощение терпения высоких московских начальников, уставших от склок и дрязг, и со словами В. Шекспира "Чума на оба ваши дома!" решающих ввести в городе «внешнее управление», назначив в качестве высшего должностного лица региона влиятельного силовика с хорошей политической историей, способного не только навести порядок в городе, но и влюбить в себя севастопольцев, ждущих перемен и лучшей жизни под руководством Настоящего Лидера.