Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, лидер партии «Альянс зеленых», эксперт Центра ПРИСП
10.08.2019

Как монополизировать московский мусорный рынок

 

Департамент ЖКХ Москвы заявил о подготовке тендера для выбора единого оператора вывоза мусора из столицы. Сейчас 32% всего мусора из Москвы вывозят пять компаний — «МКМ-Логистика», «Эколайн», «Хартия» сына генпрокурора Игоря Чайки, «МСК-НТ» и структура «Ростеха» «Спецтранс». Они работают по контрактам, заключенным в 2012–2015 годах сроком на 10–15 лет на общую сумму более 142 млрд руб.

Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, лидер партии «Альянс зеленых», эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин считает, что если и «монополизировать» московский мусорный рынок, то только под жестким контролем со стороны федеральных властей.

Введение единого регионального оператора в Москве 2022 году не предложение, а прямая обязанность Правительства Москвы, установленная законодательством РФ. В конце прошлого года Государственная дума приняла поправку в 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и отложила «мусорную реформу» в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) до 2022 года. Это было связано именно из-за неготовности Москвы ввести институт регионального оператора и создать цивилизованную систему обращения с отходами. 

По сути, Москва один из немногих регионов России, который очень слабо готов к реализации федеральных программ по созданию мусороперерабатывающих комплексов. Уровень переработки коммунальных отходов в Москве не превышает и 10%, при запланированных 60% к 2024 году.

В других регионах тоже есть сложности, но они как правильно возникают в силу отсутствия необходимого финансирования. В столице нет проблем с деньгами и де-факто провал «мусорной реформы» связан с очень низким уровнем управления отраслью со стороны Департамента ЖКХ города. Московские чиновники на протяжении нескольких десятилетий практически ничего не делали в этой сфере. Не был внедрен ни раздельный сбор отходов, ни построена инфраструктура по промышленной сортировке и глубокой переработке коммунальных отходов. Москва просто свозила свой мусор в Подмосковье.

Именно московский мусор стал причиной «мусорных бунтов» в Московской области в прошлом году. Сейчас негативные последствия ошибочной управленческой модели чиновников Правительства Москвы испытывают на себе жители Владимирской, Тульской, Рязанской, Калужских областей. Также именно они несут прямую ответственность за практическую революционную ситуацию в Архангельской области вызванную планами строительства так называемого экотехнопарка «Шиес».

Эксперимент, в рамках которого компании «МКМ-Логистика», «Эколайн», «Хартия», МСК-НТ», «Спецтранс» получили в 2012 году долгосрочные контракты (на 15 лет) на общую сумму более 142 млрд руб. и должны были построить инфраструктурные объекты, откровенно провалился.

Значительную часть этих денег потратили, практически ничего ни построили. Единственная компания, которая имеет более или менее понятную стратегию по внедрению технологии раздельного сбора отходов - это «Эколайн», остальные выглядят, мягко скажем, не сильно убедительно.

2017 году ОПРФ и экологическая партия «Альянс Зеленых» проводила акцию «Куда уходит мусор» и выявила факты нелегального размещения отходов со стороны московских подрядчиков - МКМ Логистика и МСК-НТ.

Поэтому заявления главы департамента ЖКХ Москвы Александра Соловьева о том, что «исполнители по государственным контрактам останутся прежними, но к ним добавится единый региональный оператор» вызывают откровенное удивление. Если эти компании столько времени работают и не добились никаких результатов кроме освоения финансов, то зачем Правительству Москвы они вообще нужны?!

Также идея введения единого оператора на весь город, безусловно, приведет к монополизации рынка, и не будет способствовать развитию отрасли.

Данные советника губернатора Подмосковья Александра Когана о том, что «объем образования ТКО согласно терсхеме Москвы составляет 7,92 млн т в год, из них 5,37 млн т придется на зону деятельности будущего регоператора. В тарифах исполнителей госконтрактов, которые вывозят 2,55 млн т отходов в год, включены инвестиции в строительство новой инфраструктуры сортировки, переработки и захоронения отходов, замену мусоровозов. Средний тариф на вывоз мусора по госконтракту составляет 3872 руб. за 1 т из расчета на 2023 год. При такой же стоимости вывоза выручка регоператора Москвы может составить 20,8 млрд руб. в год с учетом обязательств по вложению в инфраструктуру по сортировке, переработке и захоронению отходов». Эти сведения мне представляются достоверными и достаточно точными.

С моей точки зрения, если решение о проведении конкурса на единого оператора на всю Москву будет принято, то наилучшим вариантом будет участие в таком конкурсе недавно созданной ППК «Российский экологический оператор» или учрежденной ими специальной компаний. Если и «монополизировать» московский мусорный рынок, то только под очень жестким контролем со стороны федеральных властей, в противном случае положительных результатов точно не будет, деньги потратят и инфраструктуру по сортировке, переработке и утилизации отходов не построят.

 musor piksabay

 
Партнеры
partners_1 Как монополизировать московский мусорный рынок
banner-cik-min Как монополизировать московский мусорный рынок
banner-rfsv-min Как монополизировать московский мусорный рынок
partners_5 Как монополизировать московский мусорный рынок
partners 6
partners_8 Как монополизировать московский мусорный рынок
insomar-logo Как монополизировать московский мусорный рынок
indexlc-logo-min Как монополизировать московский мусорный рынок
rapc-banner Как монополизировать московский мусорный рынок