Политолог, руководитель ИА «Клуб Регионов»
23.11.2019

Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями

 

23 ноября «Единая Россия» проводит 19-й съезд партии, на котором будет дан старт выборной кампании 2021 года. Незадолго до этого события аналитический центр «Политфорум» и экспертная сеть «Клуб регионов» представили доклад «Госдума-2021: прогноз результатов голосования и 10 тезисов о партийной системе России».

Политолог, руководитель ИА «Клуб Регионов» Сергей Старовойтов – с выводами из доклада «Госдума-2021: прогноз результатов голосования и 10 тезисов о партийной системе России» и очередном Съезде «Единой России».

Какие съезды ни проводи…

Этот Съезд "Единой России", "съезд оптимистов", конечно, антикризисный. И это надо бы признать. Партия - в режиме выживания и доказывания своей нужности, своей способности возродиться из пепла и поднатужившись взять конституционное большинство.

Акцент сейчас делается на политтехнологические решения - отсюда управление в формате проектного офиса.

Но джентльмены забывают одно - главные проблемы у "Единой России" не с технологиями, технологии "Единая Россия" может себе позволить любые, такие технологии другим партиям просто не снились; проблемы у "Единой России" в первую очередь с идеологией.

Просто вот таких избирателей, которым не хочется ничего менять, сейчас в стране 30% и число их уменьшается. А запрос на обновление достиг 60%. И пока "Единая Россия" не найдет, что нового сказать этим людям, ничего у нее не получится. Какие съезды ни проводи...

Веселые формы партийного аутотренинга

Многие беды "Единой России" происходят от любви чиновников, в том числе и партийных, рапортовать о достижениях. Все эти "у нас всего 31% и это здорово" - это же комично, это же прямая перепевка известного анекдота: "Да, не стоит, но зато как висит".

Подчиненные "гонят цифру", чтобы порадовать начальство, начальство понимает, что все вранье, но считает это такой формой аутотренинга - визуализацией своих целей - если чего-то очень хотеть, это непременно сбудется.

За период с 2014 по 2019 годы "Единая Россия" в 10 выборных регионах потеряла больше 1,4 млн избирателей. На выборах в Госдуму в 2021 году эта тенденция превратится в минус 10 миллионов человек по всей стране или всего 36% голосов за "Единую Россию".

На эту тему мы в «Политфоруме» совместно с «Клубом регионов» сделали даже доклад, где очень убедительно все эти печали описаны.

Из доклада

Исходя из результатов по 10 регионам (при сохранении тенденции) на выборах в Госдуму в 2021 году можно ожидать следующих итогов:

– Явка упадет на 2 431 591 человек и составит 50 200 258 человек или 43,4%, и это без учета демографических изменений.

– «Единая Россия» потеряет 10 441 185 голосов, и наберет 18 086 643 голосов, что от потенциальной явки составит примерно 36%.

– КПРФ получит дополнительно 3 191 179 голосов, и наберет 10 210 931 голосов, что от потенциальной явки составит примерно 20%.

– ЛДПР получит дополнительно 7 477 345 голосов, и наберет 14 394 408 голосов, что от потенциальной явки составит примерно 29%, что станет сенсацией и самым высоким историческим результатом ЛДПР на выборах в ГД (при условии, что электорат ЛДПР не будет канализирован в новый, более яркий, политический проект).

– СР потеряет 929 788 голосов, и наберет 2 345 266 голосов, что от потенциальной явки составит примерно 5%, что будет на грани проходного барьера.

– Действующие парламентские партии поделят между собой примерно 90% голосов от общего числа явившихся на участки избирателей, остальные 10-12% голосов (порядка 5 млн. человек) достанутся малым партиям.

– Потенциал партии власти составит до 40% голосов, потенциал левой и патриотической оппозиции достигнет 50%, совокупный потенциал правых и либеральных сил останется на уровне 10%.

Выводы авторов доклада

1. Явка на выборах падает (в 2016-м на 12,2% по сравнению с 2011 годом, а в 2021-м может снизиться еще на 4,5-5% по сравнению с 2016-м), поскольку планомерные многолетние усилия по «сушке» явки, с целью увеличить долю «Единой России» за счет административного привода, привели к росту абсентеизма и даже раздражения избирателей. Почему уровень явки так важен? Не стоит забывать, что доля участвующих в выборах является критерием легитимности избранной власти. Именно поэтому такое внимание уделяется явке на президентских выборах (к слову, она составила 67,54% на выборах президента РФ в 2018 году). Таким образом, «сушка» явки, так полюбившаяся кандидатам от «Единой России» и их штабам, является не только манипулятивной технологией, но и инструментом делегитимизации избранной власти в глазах избирателей.

2. Растет доля «сердитых избирателей», которые не голосуют не потому, что «и так все устраивает», а в силу недовольства всем и всеми. Главным образом это образованные горожане в возрастных категориях до 35 лет, уверенные, что при сохранении существующей политической системы их интересы не могут быть представлены во власти.

3. Численность избирателей, готовых проголосовать за «Единую Россию», с каждым годом уменьшается. Попытки реанимировать партию власти путем инъекций стволовых клеток административного ресурса в форме персональной ответственности глав регионов за результаты, вероятнее всего, ни к чему не приведут – непопулярная партия лишь поделится с губернаторами своим антирейтингом. Понимание этого в губернаторском корпусе зреет и проявится уже к следующим выборам глав регионов.

4. Численность избирателей, готовых проголосовать за системную оппозицию (что в сознании значительной части граждан является единственным легальным способом выразить протест), представленную главным образом КПРФ и ЛДПР, растет (совокупно более чем на 20% за пять лет). Запрос на социальную справедливость поступательно возрастает, формируя «социал-патриотическое большинство», настроенное умеренно-оппозиционно к действующей власти. Это большинство поддерживает государство, но требует больших социальных гарантий.

5. Основной технологической задачей для власти сегодня является необходимость не допустить ситуативного объединения избирателей КПРФ и ЛДПР по принципу «против ЕР». Решить ее, очевидно, планируется путем создания успешного спойлерского проекта социал-патриотического толка (так как проекты «Справедливой России» и «Родины» «не полетели»). Однако, это представляется ложным путем, ловушкой, которая отвлечет от по-настоящему важной задачи обновления системы.

6. Попытки искусственно конструировать и запускать на выборы управляемые «электоральные магниты» в виде либеральных или патриотических проектов себя не оправдывают и имеют смысл исключительно для нужд пропаганды – в качестве демонстрации наличия конкуренции.

7. Ставка на увеличение доли одномандатников в ущерб партийным спискам («проект 75/25»), возможно, позволит сформировать в новой Госдуме провластное большинство, но не сможет решить системную проблему дефицита политического предложения. Одномандатники ведут как правило деидеологизированные кампании, основанные на торге с избирателями – обещая конкретные материальные блага в обмен на голоса. На предстоящих выборах в конъюнктурных целях им будет позволено (как позволяется сегодня врио губернаторов в выборный период) умеренно критиковать существующие порядки и «Единую Россию», что обеспечивает тактический успех, но в силу шизофреничности ситуации наносит ущерб всей политической системе: избиратели убеждаются, что все политики циники, а власть критикуют даже ее представители (или отказываются выдвигаться от своей партии, стыдясь ее, как это случилось на выборах в Московскую городскую думу в 2019 году с кандидатами-единороссами).

8. Пытаясь выражать свои политические взгляды, и не находя возможности делать это на выборах, избиратели начали искать формы замещения – например, участвуя в различного рода локальных и формально неполитических протестах – экологических, «мусорных», градозащитных и прочих.

9. Принципиальный отказ от идеологизации политического процесса в стране, а по сути отказ от конкуренции идей и смыслов, привел к появлению примитивной альтернативы: «за ЕР» или против «ЕР», чем и воспользовалась несистемная оппозиция, предложив избирателям в качестве решения голосование по принципу «за любую партию, кроме ЕР», что, однако, также находится в парадигме технологических решений и отказа от генерации новых идей.

10. Главным же выводом из всего этого является осознание, что политическая система в ее настоящем виде нуждается не в косметическом ремонте, а в основательной модернизации. Существующее положение вещей перестало удовлетворять как рядовых избирателей, так и элиты, включая ответственных за политическую стабильность кремлевских чиновников. В перспективе это грозит снижением управляемости и разбалансировкой системы, что недопустимо накануне старта трансфера-2024.

С докладом можно ознакомиться на: http://club-rf.ru/images/files/5dc918e717b1a.pdf

edro_2 Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
banner-cik-min Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
banner-rfsv-min Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
expert-min-2 Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
partners 6
eac_NW-min Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
insomar-min-3 Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
indexlc-logo-min Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями
rapc-banner Старовойтов: Главные проблемы у ЕР не с технологиями