Функциональные округа как здравая электоральная практика
На Форуме специалистов политических профессий развязалась дискуссия о возможности применения азиатского, в частности гонконгского, электорального законодательства в России. Поводом стал специальный доклад-презентация о функциональных избирательных округах в Гонконге и Макао, авторы которого, выделив плюсы и минусы этой системы, предложили в качестве пилотного проекта внедрить функциональные избирательные округа в ряде российских регионов на выборах в городские и областные думы уже в 2020 году.
Политтехнолог Артём Наследсков, один из авторов доклада, уверен, что функциональные округа помогут придать второе дыхание всей российской электоральной истории.
Рассуждая о проекте внедрения функциональных округов по образцу Гонконга на территории России, многие эксперты и политологи видят в этом удушение демократии, ставку на появление корпоративного государства и чуть ли не шаг назад в реализации прав граждан на основные права и свободы. На самом деле, идея о функциональных округах появилась в процессе работы в рамках избирательных кампаний над мобилизацией избирателей, прежде всего, отраслевой мобилизацией, когда выясняется, что агитировать людей в школах, больницах, на предприятиях за кандидата, незнакомого им, крайне тяжело. И напротив: если кандидатом является человек из отрасли, в которой в округе работают многие жители, это значительно повышает его шансы на узнаваемость, доверие к нему со стороны избирателей, в конечном итоге, на победу. В таком случае стратегию кампании можно дополнить технологическими моментами, например, используя механизм «мобильный избиратель».
Функциональный округ предоставляет несколько преимуществ. Во-первых, более активное вовлечение профессиональных страт в избирательные кампании. Когда идет выдвижение человека от конкретного профессионального сообщества, это сообщество гораздо легче мобилизовать, люди будут голосовать за «своего», например, медики за медика, и не обязательно это будет главврач одной из больниц, им вполне может оказаться рядовой врач. Процесс удобно начать с праймериз, когда коллеги по профессии выбирают лучшего врача или педагога, и потом уже можно поднять на его поддержку целую отрасль.
Во-вторых, это защита от популизма. Среди условных медиков не победит популист, который пообещает золотые горы, потому что все в курсе тарифных сеток и типичных отраслевых проблем. Монополия на власть – не очень хорошо, но на примере происходящего в законодательных органах Хабаровского края можно увидеть, что и популизм, когда люди голосуют абы за кого, лишь бы не за провластного кандидата, не приводит к положительным результатам.
В-третьих, функциональный округ поможет бороться с неравноценным распределением лоббистских усилий во властных структурах. Добывающие отрасли, транспортники, крупные застройщики спонсируют не только своих, но и обычных политиков, в результате получается перекос в законодательных органах, в которых царит бизнес, решающий свои вопросы, в то время как журналист, врач, педагог не могут пройти во власть в силу изначальной неконкурентоспособности в финансовом плане с представителями корпораций и среднего бизнеса. Вводя систему квотирования на основании функциональных округов, можно лишить крупные корпорации лоббистского ресурса. В Госдуме появятся представители социальных и культурных отраслей.
Идея функциональных округов не в том, чтобы сделать квоты, сословия или корпоративное государство а-ля Муссолини, но в желании обратить внимание на перекосы во властном представительстве в России. Понятно, что внести изменения в избирательные законы посредством принятия поправок в Конституцию на уровне Госдумы на данный момент невозможно, но вынести эксперимент на уровень партийных праймериз вполне реализуемая задача. Тем самым мы сможем дать партиям перспективу развития, новый шанс. Внедрение функциональных округов не отнимет право голоса у граждан. Часто задаются вопросы, как быть с самозанятыми? По большому счету, можно делать округа для самозанятых и даже для безработных, распределив людей и функциональные округа по системе ОКВЭДов.
Функциональные округа помогут придать второе дыхание всей нашей электоральной истории на фоне ежегодного снижения явки избирателей в России и Европе при одновременном росте числа кандидатов-популистов и популистских партий. Это проблема информатизации пространства, клипового мышления, когда люди проголосовали за запомнившуюся им яркими, зачастую полярными заявлениями партию, а что она будет делать дальше нам неинтересно, потому что мы уже забыли об этом, поглощенные новой повесткой.
Пример Гонконга показывает, что функциональные округа действительно придают устойчивости системе управления властью. На фоне всех беспорядков и митингов, с точки зрения стабильности власти, представители функциональных округов все равно будут голосовать за союз с большим Китаем, так как понимают, что экономика Гонконга завязана на Китай. На прошедших в Гонконге выборах в советы городских округов (решают исключительно текущие муниципальные проблемы) однозначную победу одержала оппозиция, разгромив прокитайских кандидатов. Через год должны состояться выборы в Законодательный совет Гонконга, где 60% депутатов будут избираться в одномандатных округах, а 40% – в функциональных, от разных профессий. Скорее всего, одномандатные округа прокитайские силы проиграют, но победят в функциональных, что позволит прийти к компромиссу с оппозицией в управлении городом.
На сегодняшний день наша страна находится на том этапе истории, который мы проходили при поздней КПСС, когда она была уже недееспособной, но реформировать ее не хотели. В итоге мы рискуем снова рухнуть в пучину политического кризиса, чего бы очень не хотелось.