Комков: У коммуникаций в электронном виде - большое будущее
Одним из самых посещаемых в мире государственных сайтов стал российский портал госуслуг. На нем зарегистрированы около ста миллионов пользователей. Появился новый тип госуслуг – суперсервисы. Они сводят к минимуму бумажную волокиту и необходимость посещать госорганы. Сервис анализирует жизненную ситуацию человека и предоставляет нужную информацию «в один клик». Выделено всего 25 таких ситуаций. На портале Госуслуг есть прототипы первых 15 суперсервисов. А в пяти регионах страны – в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане – запущен первый суперсервис – «Европротокол онлайн» в виде мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Его уже скачали более 53 тысяч раз.
Политолог, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Константин Комков – о том, как развивается система электронного правительства.
Я бы разделил понятия электронных услуг и электронного правительства. И в плане электронных услуг нашей стране правда есть, чем гордиться. Есть сайт госуслуг, его интеграция с гаджетами прошла адаптивно. Почти не было скандалов, связанных с дешифровкой данных. Многие пользуются порталом госуслуг – от оформления паспорта до записи на прием к специалистам.
Мы должны понимать несколько форм диалога в цифровом пространстве. Если говорим о площадке открытых данных, то понимаем, что в стране знакомство с госзакупками и большими данными прошло успешно. Можно найти, по сути, любой нормативный акт в интернете.
Что касается соучастия граждан и поддержки общественных инициатив, то тут еще предстоит работа. Так, своего развития требует портал «Российская общественная инициатива». В этом смысле успех продемонстрировали такие регионы, как Удмуртия и Татарстан. Там успешно реализуются проекты по народному бюджету и комфортной городской среде. Хотя все субъекты РФ в разной степени используют площадки по диалогу с гражданами.
Классический пример в Москве – это портал «Активный гражданин», но есть и подобные проекты в регионах страны. Нужно также развитие таких инициатив на местном уровне.
Как один из форматов может совершенствоваться электронная гражданская журналистика. Это понятие требует своего понимания, оно пока не регламентируется законодательно. Пока мы не можем провести параллель между электронной журналистикой и социальными сетями, но первые шаги к осмыслению таких процессов делаются.
В ближайшее время страна уйдет от прямых походов населения по кабинетам чиновников и переведет все услуги в многофункциональные центры. Тогда в полной мере заработает система «одного окна», хотя многие шаги в этом направлении уже сделаны. Но без МФЦ мы никуда не денемся. Есть системы, которые требуют личного участия граждан. Например, когда речь идет о регистрации прав на недвижимое имущество.
Сегодня развивается проект по созданию единой платформы, на которой будут размещены все сайты государственных и муниципальных органов и организаций. Уже создан прототип платформы «Госвеб», в семи регионах запущен пилотный проект по переходу на нее. Разработан конструктор сайтов, предусматривающий шаблоны сайтов для разных типов организаций и обеспечивающий единый стандарт раскрытия информации и оформления, а также доступ к полезным сервисам для граждан и бизнеса.
Еще одним важным этапом является электронное голосование. И я считаю, что оно имеет право на жизнь. Но, я полагаю, что пока оно не будет массовым и коснется, в первую очередь, тех, кто не может по каким-то причинам лично посетить избирательные участки.
На мой взгляд, нужно опробовать сервис сбора подписей через портал госуслуг. Когда психологически этот вариант вызовет доверие, то больше доверия будет и к электронному голосованию. Можно также предусмотреть положение, которое обяжет кандидатов выкладывать в ресурсе свои избирательные программы.
Вообще у коммуникаций в электронном виде есть большое будущее. Показатель использования электронных услуг в России даже лучше, чем в ряде европейских стран, хотя мы отстаем еще от Японии и Китая.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/2402638