Политолог, эксперт Центра ПРИСП
02.10.2017

Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации

В ближайшем будущем для России, всё острее будет вставать вопрос демографической стабильности. Несмотря на бодрые заявления первых лиц, демографическая ситуация в стране далека от идеала, и от стабильного состояния. Поэтому с начала 2000-х, власти РФ, взяли чёткий курс на привлечение дешевой рабочей силы, прежде всего из стран бывшего СССР. С каждым годом поток трудовых мигрантов нарастает, за исключением кризисных моментов 2008 и 2014 годов. Безусловно, количество издержек при реализации крупных инфраструктурных и строительных проектов должно снижаться пропорционально количеству задействованной дешевой рабочей силы. Однако в России эти, казалось бы, очевидные законы экономики не работают. Гигантский уровень коррупции, клановость и социальная незащищенность мигрантов становятся той благодатной почвой, на которой произрастают многочисленные злоупотребления государственными деньгами и правами иностранных рабочих.

migracy Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации

Положение дел

По разным данным, труд мигрантов составляет от 0.5% (6-10 млрд. долл.), до 8% (50 млрд. долл.), ВВП России. Такая разность цифр вызвана, прежде всего, коррупционной составляющей, специалистам из года в год не удается просчитать точное количество трудящихся мигрантов на территории РФ, дополнительно ведение учета и статистики затрудняет их высокая мобильность, и огромное количество нелегалов. Доля задействованных, в так называемой «серой» экономике мигрантов, и даёт такой большой разброс. Если доверять НИУ ВШЭ, число прибывающих в страну мигрантов приблизительно 6.7 млн. человек. При этом только около 20.3 тыс. из них являются обладателями ценных профессий, высококвалифицированными специалистами. Всего же, на территории России может находиться до 17 млн. мигрантов. Их вклад в экономику России можно оценить как весьма ничтожный. ФМС, ныне упраздненная, указывала, что за 2015 год из 10.9 млн. мигрантов патент на работу имели только 1.8 млн. Ущерб экономике России составляет от 8 млрд. долларов в год, а суммы, вывозящиеся из России мигрантами ежегодно, превышают 10 млрд. долларов.

Основные направления миграции приходятся на города-миллионники, или на места реализации государственных строительных проектов. В первом случае такой наплыв иностранцев ложится тяжким бременем на социальную инфраструктуру города, образовательные и медицинские учреждения, работающие не на высоком мировом уровне, получают дополнительную нагрузку, за счёт налогов граждан. А во втором становится предметом нарушения прав человека. Международная организация Human Rights Watch, выпустила специальный доклад по олимпийской стройке в Сочи, где фиксировались знакомые многим россиянам злоупотребления с мигрантами, отъем паспортов, несвоевременная выдача зарплаты или невыдача её вовсе.

Накапливающиеся проблемы в сфере миграции в ближайшее время могут привести ко всё более частым массовым беспорядкам, нарушениям закона и геттоизацией крупных городов в России. Интересен тренд внутри самих сообществ мигрантов направленный на консолидацию этих сообществ. В последнее десятилетие скачкообразно растёт количество массовых выступлений мигрантов из различных сообществ, причем количество таких выступлений, год от года, только возрастает. Особенно крупные случаи, такие как беспорядки в Бирюлёво, массовое побоище на Хованском кладбище, драки на стройках, или недавние выступления у посольства Мьянмы, а также на рынке «Москва», показывают неготовность властей к подобным проявлениям агрессии. Подобные выступления купируются правоохранительными органами пока что достаточно эффективно и без потерь, однако последние выступления 2017 года уже показывают некоторую неуверенность среди силовиков. При этом достаточно странно видеть отсутствие системного подхода и борьбу не с причиной, а со следствием.

Мигранты явно подают сигнал о себе как о сплоченном и дисциплинированном сообществе, хотя до сих пор имеются противоречия, в основном по этническому признаку (например, между узбеками и киргизами, как следствие приграничных конфликтов между их странами). Но общая религия и разжигание радикальных настроений в самих республиках и среди мигрансткой массы ведет к росту радикального исламизма и опасности терроризма. К слову последние террористические акты в России, осуществлялись выходцами из Средней Азии. На кадрах оперативных съемок предотвращенных сотрудниками ФСБ взрывов и убийств, также фигурируют, в основном, выходцы из этого региона.

Тем не менее, хотелось бы возразить многочисленным поборникам введения жесткого визового режима или закрытия границ. Отдельной статьей стоит вопрос репатриации. Президент В. Путин, не раз подчёркивал, что русские являются самым крупным разделённым народом в мире. Общепринятая оценка численности русских живущих за рубежом во всех странах мира доходит до 25млн. человек. Множество конфликтов ХХ века создали парадоксальную ситуацию, в которой миллионы наших соотечественников, из которых абсолютное большинство этнические русские, были вынуждены покинуть пределы Российской империи, СССР, и Российской федерации. При этом существует достаточно чёткое деление «по направлениям» - либо это люди, оставшиеся на территории бывшего СССР, либо эмигранты первой волны вызванной октябрьским переворотом 1917 года, которые оседали в основном в Европе или США. Так же достаточно весомое количество наших соотечественников отправилось и в Южную Америку. Большая часть этнических русских эмигрировавших из страны устроилась на новой родине достаточно хорошо, люди продолжали получать образование, занимали весомые посты в новых странах, были и являются учеными, военными, квалифицированными специалистами.

Поскольку одним из вызовов ХХI века является массовая информатизация, роботизация, а также исчезновение ставших уже традиционными в индустриальную эпоху линий и цепочек производств, России, попавшей в пропасть 90-х годов, необходимо озаботиться модернизацией своей экономики. Премьер-министр России Д. Медведев заявил, что в ближайшие годы начнут исчезать привычные профессии, а технологическое развитие значительно ускорится. В этих условиях следует озаботиться повышением квалификации своих граждан, и привлечением квалифицированных специалистов из-за рубежа.

Репатриация своих сограждан, и даже миграция квалифицированных специалистов из других стран может стать серьезным подспорьем в скорейшей модернизации экономики России. Причем примеры таких стран как Польша, Израиль, Германия, Казахстан и даже Киргизия, позволяют развить программу репатриации как эффективное и недорогое средство привлечения культурно и этнически близких людей в страну. В России с 2006 года действует подобная программа «Соотечественники», которая за все годы смогла привлечь в страну всего 148 тыс. граждан, что признано неудовлетворительным результатом. Сами её участники жалуются на коррупцию, бюрократию и излишнюю сложность программы, а некоторые субъекты федерации и вовсе отказываются принимать в ней участие. Даже без подробного анализа, уже существуют примеры лёгкой и быстрой помощи репатриантам, по примеру знаменитой «Карточки поляка». Это могло бы позволить России выйти на уровень до 250 тысяч репатриантов в год, при желании, с учетом большого количества соотечественников за рубежом.

В то же время следует понимать, что у нынешнего варианта трудовой миграции в Россию есть очень сильные лоббисты, они будут сопротивляться любым изменениям в миграционном законодательстве, так как напрямую имеют прибыль в сложившейся системе трудовых отношений в РФ. Преодоление их сопротивления, будет означать коренную смену государственной политики как внутри России, так и за её пределами. Этими лоббистами являются руководители крупных инфраструктурных и строительных проектов в России, которые заинтересованы в коррупционных схемах и дешевом труде. Многочисленные диаспоры, которые живут в как в легальном, так и в криминальном поле, так же выступают миграционными лоббистами. Не секрет, что большинство преступлений в крупных городах, а так же схемы транзита запрещенных законом предметов и веществ, осуществляются этническими ОПГ, которые, в свою очередь, тесно связаны с представителями диаспор. В сфере массового ритейла, услуг ЖКХ, такси и иных сфер занятости, где преобладает неквалифицированный труд, работодатель так же стремиться сократить издержки за счёт привлечения мигрантов, которые соглашаются на значительно худшие условия проживания и труда, нежели местные. Однако преодоление сопротивления подобных лоббистов, вполне возможно, если подойти к изменениям продуманно, поэтапно и эволюционно.

В XXI веке, мы уже не можем реформировать одну составляющую политики, миграционную, так как она синергетически связана с другими отраслями права и труда. Смена законодательства лишь в одной этой области, без учета смежных и так или иначе соприкасающихся с трудовой миграцией сфер, принятие скоропалительных решений могут существенно осложнить внутреннее положение России. При этом не следует забывать, что Россия связана многими обязательствами со странами СНГ, откуда к нам и идет основной поток трудовых мигрантов, прежде всего из стран Средней Азии и Закавказья. Многие из этих стран находятся на уровне беднейших экономик Африки, и отсутствие тесных экономических связей с Россией, может серьезно повредить межгосударственным отношениям России и стран СНГ, а так же инициировать социальный взрыв и рост исламистских настроений, как следствие создание у границ РФ очередного очага напряженности. Однако следует понимать, что рано или поздно, этот очаг сформируется сам по себе. Уход постсоветских элит и продолжающееся обнищание населения в поясе стран СНГ, уже совсем скоро даст результаты, в виде исламизма и дестабилизации вне зависимости от усилий России, при существующей динамике, даже благополучный Казахстан не застрахован от такого варианта развития событий. Таким образом, существующее положение вещей, как в сфере трудовой миграции, так и в сфере отношений с бывшими республиками СССР, скорее консервирует обстановку, нежели эволюционно ведет к изменениям.

Следует упомянуть и программный документ, согласно которому регулируется вся миграционная политика России. Это – «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», далее концепция. Этот документ весьма интересен, с точки зрения понимания задач, которые ставят перед собой люди управляющие страной. Так как концепция закреплена подписью президента РФ Владимира Путина, не остается сомнений, что именно её положения могут быть реализованы на практике. Любой желающий может ознакомиться с ней на официальном сайте президента.

Перед тем как перечислить определенные меры по реформированию миграционной политики России, необходимо остановиться на некоторых положениях концепции, согласно которым у специалистов формируется мнение о невозможности её реализации, и более того, о том вреде, который она может нанести внутреннему положению государства. При этом следует отметить, что многие пункты концепции составлены достаточно объективно, и отражают реальную ситуацию в сфере миграции, сложившуюся на постсоветском пространстве. Однако варианты решения проблем убыли населения и регулирования миграционных процессов, строго неприемлемы и вредны для самого существования государства. По прочтении концепции остается стойкое впечатление, о некоем процессе «замещения» коренного населения России мигрантами, прежде всего из стран центральной Азии, и больших противоречиях между её пунктами.

Так концепция указывает на недостаточный уровень образования большинства иностранных рабочих, их слабое знание русского языка, низкую квалификацию и несоблюдение ими социальных и культурных норм принятых в России. Тут же в следующем пункте концепция сетует на отток временных малоквалифицированных рабочих и на их нежелание оставаться в России, для постоянного жительства и получения гражданства. Настолько чуждые современному социо-культурному укладу люди (напомним, что большинство республик бывшего СССР, прежде всего страны Средней Азии и Закавказья, находятся на уровне беднейших стран Африки), должны будут социализироваться на территории России через создание неких «адаптационных центров» в пределах государств, из которых в Россию движется наибольший поток рабочих. Такие центры, естественно на бюджетные средства, постепенно создаются и в наши дни, к примеру, за 2016 год лишь 22 человека посетили подобный центр в Таджикистане. На территории РФ уже действуют десятки подобных центров, которые также за бюджетные средства пытаются социализировать мигрантов, а так же интегрировать их в Российское общество. Неудовлетворительное качество работы таких центров можно видеть, как в криминальных сводках и докладах МВД РФ, так и своими глазами на улицах крупных городов. Причем, это касается как отдельных граждан прибывающих в Россию, так и всего мигрантского сообщества. Определенным «бонусом» в данном случае будет, и традиционное нежелание самих мигрантов принимать уклад жизни своей новой страны, что мы видим как на примере значительно более развитых в отношении миграционного законодательства Европейских стран, так и самой России. Также неприятным дополнением являются действия этнических ОПГ, в тесной связке с диаспорами, о чем мы указывали выше.

Концепция датируется 2012 годом, но с этого времени произошли значительные внутренние и внешние изменения. Совершенно очевидно, что положения подобных концепций должны изменяться с каждым годом, если не месяцем, а не 3-4 летними отрезками. К примеру, в марте 2017 года в РАНХиГС прошел круглый стол «Экономическая дискуссия в России». Профессор ВШЭ Иосиф Дискин высказал там новаторскую идею: РФ вскоре столкнется не с недостатком, а с переизбытком рабочих рук. Дискин связал это с быстрым развитием технологий, приведя в пример логистику — сферу, где развитие технологий привело к огромному снижению издержек и начало убивать рабочие места (зачем нужна бригада грузчиков, когда один человек с помощью техники сделает все быстрее и дешевле)», пишет журналист Дмитрий Плотников. В такой стране как Россия, безусловно сильны научные и технические школы, традиции строительства и создания уникальных систем и сооружений даже в условиях международной изоляции, не в пример нынешним «санкциям» и «импортозамещению».

Вполне логично, что многие граждане России недовольны текущим положением дел, особенно это недовольство усиливается знанием об идущих в наше время тектонических процессах «Четвертой промышленной революции». Технологии блокчейна, интернета вещей, 3D печати, трансформация экономики, массовая роботизация и автоматизация процессов, через некоторое время приведут к практически полному обесцениванию неквалифицированного и всё большему падению роли среднеквалифицированного труда. Исчезновение целых профессиональных сегментов, и, соответственно появление новых, потребует исключительно высокой квалификации работников.

Основными трендами нового века, уже становятся образование, здравоохранение, повышение качества жизни, творчество и индивидуализация человека, в то же время находящегося внутри сложных сетей. Большинство современных мигрантов в России, очевидно, не подходят под эти требования, более того, сама концепция указывает на вышеописанные недостатки среди коренного населения России. Низкая мобильность внутри регионов России, отток населения с Востока на Запад, большой разрыв по уровню жизни и дохода, все эти проблемы характерны для нашей страны, и указаны в концепции. Исходя из этого возникает вопрос, на каком основании огромные средства выделяются на завоз мигрантов и идущей за ними цепочки проблем, если можно направить их на купирование и устранение внутрироссийских проблем? А также почему вместо них мы не репатриируем 25 миллионов наших сограждан, культурно, этнически, религиозно близких к более чем 80% населения России, зачастую обладающих хорошей трудовой квалификацией? Эти вопросы до сих пор остаются без ответа.

Предложения по реформам

Конкретными предложениями по реформированию миграционного законодательства занимаются многие специалисты, можно применить и опыт других стран, столкнувшихся с большим наплывом мигрантов. В первую очередь, необходимо отказаться от введения визового режима со странами-источниками основного потока мигрантов. Предложение звучит странно, однако при существующем уровне коррупции, кумовства и личной заинтересованности должностных лиц и их сообщников из диаспор визы превратятся в еще один незаконный источник обогащения. Конечно, в перспективе, с преодолением вышеописанных проблем, визовый режим с республиками бывшего СССР может и должен существовать.

Одним из наиболее популярных, продуманных и применимых способов контроля за огромной массой мигрантов является так называемый «депортационный сбор». Существует несколько вариантов такого сбора, множество предложений по его осуществлению, как чисто технически, так и законодательно. Хотелось бы отметить, что подобный сбор может быть введен без изменений федерального законодательства, при помощи исключительно решений профильных министерств и ведомств, обычными приказами и постановлениями. Суть подобного сбора заключается в том, что прибывающий в страну мигрант оставляет определенный по сумме депозит, на случай своего выдворения из страны. Сумма такого сбора должна покрывать затраты на депортацию данного человека и затраты на работу профильного ведомства, занимающегося проблемами мигрантов. Вполне возможно и очень желательно проводить сбор таких средств без участия чиновника, для исключения коррупционной составляющей, в XXI веке существует возможность установки соответствующих терминалов, электронного и дактилоскопического учета каждого мигранта, прибывающего в Россию.

Другим шагом может быть усиление ответственности местного работодателя нанимающего иностранных граждан. Ни для кого не секрет, что из выделяемых на каждого дворника Москвы 50-58 тысяч рублей, до работника доходит в лучшем случае от 18 до 25 тысяч. Смешные штрафы и налоги на дешевую иностранную рабочую силу развязывают руки нечистоплотным предпринимателям и сами собой формируют пресловутую «серую» зону, через которую и утекают огромные и важные для бюджета средства. Таким образом, усиление ответственности работодателя, вкупе с изменением законодательства в пользу приема иностранцев, обладающих высокой трудовой квалификацией, может значительно снизить зависимость рынка труда в РФ от неквалифицированных мигрантов. Отсутствие возможности незаконно наживаться на мигрантах может подтолкнуть местного работодателя к автоматизации производства, тратам на образование и повышение квалификации своих, местных работников.

Конечно, есть и понимание того, что ещё какое-то время, даже в случае положительных реформ в сфере миграции России ещё будут требоваться неквалифицированные работники. Здесь можно развернуть свой взгляд в сторону более комплиментарных и культурно близких жителей Донбасса, традиционно населенных славянами регионов бывшего СССР, таких как Приднестровье, Беларусь, принимать несколько миллионов еще оставшихся в Среднеазиатских республиках этнических русских. Чтобы провести подобную реформу, следует обратиться к опыту Польши, которая провела блестящую идею с «Картой Поляка» и смогла реализовать её наилучшим образом. Создав подобную карту и в России, приняв единственный закон о репатриации своих сограждан, Россия раз и навсегда может решить свои проблемы на рынке труда, а так же привлечь массу культурно близких работников, которые вместо дестабилизации внутренней обстановки в стране будут органично встраиваться в её социум. Условия достаточно просты - общие культурно-этнические корни, знание русского языка (что зачастую является проблемой даже для долго живущих в России азиатов), знание истории России на базовом уровне.

Другим шагом, параллельно с введением карты, необходимо развернуть внутреннюю миграцию, среди регионов России. Стимулировать передвижение работников из региона в регион, сообразно потребностям в рабочей силе, на государственном уровне. Эти позиции могут регулироваться при помощи раздачи земли, по всей территории страны, в нужных гражданам регионах, а не только на Дальнем Востоке. Налоговыми льготами на ведение малого бизнеса и при переезде, введения прецедентных проверок для бизнеса. Объем внутренней миграции в России исторически был низок, но сейчас он сократился вдвое даже по сравнению с 70-80 годами в СССР. Но даже несмотря на это, Россия обладает, приблизительно 70-77 млн. трудоспособных граждан. При таком количестве рабочих рук до 40-45% граждан, по данным различных опросов работают или работали, а так же согласны работать в «серой зоне», получая заработную плату в конверте.

Непомерно раздутые силовые структуры и громоздкие государственные корпорации, в свою очередь забирают массы трудоспособного коренного населения. Реформа армии, МВД, и других силовых структур в пользу повышения квалификации каждого военнослужащего или сотрудника, в пользу мобильности и КПД, позволит высвободить до 2 миллионов трудоспособных граждан. Вопрос с призывом в армию, свыше 300 тысяч трудоспособных юнош, на годичную службу, также остается открытым. Неясно, как за год новобранец сможет разобраться в сложнейших системах вооружений XXI века. Поэтому призыв следует оставить, но на добровольных началах, и прежде всего для тех категорий граждан, которые искренне хотят отдать свою дальнейшую жизнь службе отечеству. Эта мера высвободит дополнительное количество трудоспособных молодых людей. А существующая архаичная логистика в масштабе всего государства, забирает от трудоспособных граждан до 3% занятых в неквалифицированной логистике и свыше полумиллиона неквалифицированных сотрудников РЖД. Численность частных охранников превышает 700 тысяч человек, и это только по официальным данным. Таким образом, разворот в сторону автоматизации и роботизации производства, а так же ориентированность на внутреннюю миграцию вкупе с повышением образовательного и квалификационного уровня в масштабах страны высвободит достаточно большое количество рабочих рук.

Заключение

Реформы в сфере трудовой миграции необходимы для России, и для стран партнеров по СНГ, без вмешательства в эту сферу, будет затруднена модернизация России, её встраивание в ряд ведущих игроков в ходе «Четвертой промышленной революции». В то же время, программа этих реформ представляется весьма сложной, так как затрагивает все без исключения республики бывшего СССР, и все отрасли политики и экономики. Наличие политической воли и помощь партнеров являются обязательными условиями безболезненной трансформации сложившейся системы. Пока будет сохраняться условная система «5 гастарбайтеров с лопатами вместо одного экскаватора», шагнуть вперед не получится. В случае сохранения подобной динамики наша экономика продолжит стагнировать, вне зависимости от санкций или её диверсификации.

Будущее всё ближе, цифровая эпоха наступает всё быстрее, в этом случае отдельным гражданам следует понять, что нация это в первую очередь единая культурная общность. С потерей этой общности теряется и государство, и территория. Россия - это страна, которая дважды за век пережила подобную катастрофу, но упорно не хочет учиться на своих ошибках. Лишь ближайшее будущее покажет, какие уроки были извлечены из истории нашим руководством.

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
banner-cik-min Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
banner-rfsv-min Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
expert-min-2 Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
partners 6
eac_NW-min Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
insomar-min-3 Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
indexlc-logo-min Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации
rapc-banner Никита Буранов. Миграция на фоне модернизации