Член ОС при Минприроды России, сопредседатель Социально-экологического Союза, координатор площадки "Экология" Общероссийского гражданского форума
07.04.2020

Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?


Федеральный проект «Сохранение озера Байкал» в силу различных негативных обстоятельств может не выполнить поставленные перед ним руководством страны задачи. Именно поэтому осенью прошлого года президент страны Владимир Путин поручил ряду силовых ведомств дать правовую оценку деятельности должностных лиц органов власти на Байкальской природной территории.

Член Общественного совета при Минприроды России, сопредседатель Социально-экологического Союза, координатор площадки "Экология" Общероссийского гражданского форума Александр Фёдоров предупреждает о том, что уже на глазах настоящего поколения россиян мы можем навсегда утратить Байкал как крупнейший в мире резервуар чистейшей питьевой воды.

С 1999 года, с принятием N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», в стране разрабатываются и реализуются меры, направленные на охрану этого уникального мирового достояния.

Регулярно принимаются федеральные целевые программе, федеральный проект по Байкалу вошёл в нацпроект «Экология», приняты многочисленные постановления Правительства и управляющих ведомств, вопрос много раз рассматривался на Госсоветах и Совете Безопасности России.

Что изменилось?

20 лет спустя, в сентябре 2019 года, Президент России даёт жёсткие поручения Генпрокуратуре, ФСБ России и МВД России: дать правовую оценку деятельности должностных лиц органов власти, включая контрольно-надзорные органы, на Байкальской природной территории по исполнению законодательства по охране озера Байкал, проведению неотложных селезащитных и противопаводковых работ, включению объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствующий реестр и ликвидации от них негативных экологических последствий.

В чём причина гнева Президента?

Общественные экологические организации и эксперты бьют тревогу: Байкал охвачен экологическим кризисом, несмотря на все усилия, направленные на его защиту; необходимо его включение в список Объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой. Вот только основные угрозы и беды Байкала сегодня:

- массовое размножение водорослей, а также цианобактерий, производящих токсины, что приводит к уничтожению уникальных природных качеств байкальской воды, гибель эндемичных губок – основных фильтраторов воды;
- катастрофические лесные пожары, 2122 га только в Прибайкальском национальном парке и 5526 гав прибрежных ООПТ Бурятии в 2019 году;
- заселение озера чужеродными видами и вымирание эндемичных видов байкальской фауны;
- загрязнение озера стойкими органическими загрязнителями и биогенами из-за неэффективности действующих очистных сооружений, либо полного их отсутствия;
- неэффективность система государственного экомониторинга;
- угроза загрязнения озера отходами БЦБК;
- бесконтрольное незаконное выделение земель, из-за которого берег озера оказался усеян частными владениями.

Очевидно, что Байкал действительно находится в беде и требует реализации специальной системы управления, без чего уже на глазах настоящего поколения россиян мы можем навсегда утратить его как крупнейший в мире резервуар чистейшей питьевой воды.

На чём строится любая система управления?

В упрощённом виде это выглядит так:
1. Целеполагание и выбор ключевых контрольных показателей.
2. Система сбора и анализа информации.
3. Система оценки и прогноза развития событий.
4. Определение ответственной структуры (лица), наделение её соответствующими полномочиями.
5. Разработка правил (законодательство) и мер по их выполнению (программы).
6. Контроль и корректировка по пп.1-5.

Как это у нас на Байкале?

С целеполаганием вроде в порядке, – ФЗ «О Байкале» его задаёт. Показателей, как следует из нижеследующего, всё ещё нет.

Система сбора и анализа информации в охране окружающей среды называется экологический мониторинг. Любому грамотному управленцу это понятно как божий день: без качественной информации невозможно принять взвешенное управленческое решение. Экологи отмечают: нынешняя система мониторинга практически не способна отслеживать ключевые воздействия на экосистему озера. Упомянутым поручением Президента, спустя 20 лет, Правительству Российской Федерации поручено завершить формирование системы экомониторинга уникальной экосистемы озера Байкал... разработать интегрированные показатели охраны озера Байкал. Срок – 1 июня 2020 года. Но вот ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» по федеральному проекту «Сохранение озера Байкал» предусматривает ещё только до 2024 года охват экомониторингом 93% площади Байкальской природной территории. При этом, при корректировке ФЦП по Байкалу на 2018-2020 годы было предусмотрено снижение расходов на модернизацию сети экомониторинга.

Оценка и прогноз развития ситуации. Ученые и общественные организации требуют проведения неотложной стратегической экологической оценки для Байкальской природной территории. Одновременно, в 2019 году мероприятия № 11 «Комплексная оценка экологического кризиса в экосистеме озера Байкал и выработка предложений для устранения его причин» было предложено к исключению из планов финансирования федерального проекта по Байкалу. Иными словами, оценок и прогнозов на 2020 год нет и не планируется.

Ответственный за положение дел, согласно законодательству, сегодня это МПР России, но ведомство расположено в Москве и не имеет региональных подразделений. В целях приближения к месту событий была сформирована межведомственная комиссия по Байкалу. Вот как говорится о её эффективности в поручении Президента: Правительству России до 1 января 2020 г. рассмотреть на заседании оценку деятельности Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, меры по повышению эффективности её работы, включая целесообразность определения председателем Зампредседателя Правительства. В этой связи МПР России подготовило проект постановления о создании правительственной комиссии по охране Байкала под руководством зампредседателя правительства.

К этому проекту есть три принципиальных замечания, которые были заявлены на Общественном совете при МПР и переданы для учёта в Министерство:

1). Комиссия должна иметь полномочие согласования нормативно-правовых актов, программ и проектов в сфере охраны озера Байкал.
2). Состав комиссии должен включать главные движущие силы по охране озера — представителей, активно действующих по сохранению Байкала общественных экологических организаций и учёных, без чего её работа, учитывая весь предыдущий опыт, может снова свестись к безынициативности и формализму. Так, вследствие именно активного общественного участия в июле- августе 2019 года удалось избежать катастрофического затопления иловых прудов БЦБК, было отменено 75% всех незаконных «санитарных рубок» на иркутских берегах Байкала и др.
3). При комиссии должны быть сформированы экспертно-консультативный орган и Байкальский общественный совет для предварительной оценки и выдачи рекомендаций по всем правоустанавливающим документам и планам деятельности в отношении Байкальской природной территории и деятельности на ней.

Особое внимание должно уделяться разработке правил и мер по их выполнению.

Острую критику сегодня вызывает законопроект депутата Николаева, рассматриваемый в Госдуме и предусматривающий выделение на Байкале специальных экологических зон (СЭЗ) «в целях комплексного развития, в т.ч. ликвидации накопленного вреда окружающей среде», решение о размещении которых должно принимать правительство.

Убедительного обоснования, в связи с чем они предлагаются, и оценка возможных последствий автором законопроекта не приводится. Зато известно, что на совещании 2 марта 2020 г. у вице-премьера Виктории Абрамченко он утверждал, что новое законодательство сделает возможным переработку отходов БЦБК сегодня чрезмерно ограничиваемой ФЗ «Об охране озера Байкал». Очевидно, речь шла о возможности применения на берегах великого озера «передовой» технологии компании «Газэнергострой», выбранной единственным подрядчиком на выполнение работ по ликвидации отходов БЦБК. Законопроектом предлагается отменить требование положительного заключения государственной экологической экспертизы для проектов деятельности в СЭЗ, обязательное сегодня для всего Байкала, снять ряд других ограничений, установленных в целях защиты озера, что определённо может резко изменить режим правовой защиты всемирного наследия озера Байкал, уступая «потребностям развития».

Нельзя здесь обойти вниманием деятельность «Газэнергостроя». Эта компания, конечные собственники которой, как сообщают СМИ, зарегистрированы на Сейшелах, работает на других объектах и негативно характеризуется общественностью и специалистами за использование технологии термолиза (сжигания). Недавно после судебного разбирательства компания была наказана за многочисленные нарушения требований по охране окружающей среды по иску Росприроднадзора в связи с работами на «Чёрной дыре» в Нижегородской области. Именно на этот контракт, как на успешно исполняемый, неоднократно ссылался собственник компании Сергей Чернин, потенциально связывая ООО «ГазЭнергоСтрой – Экотехнологии» с площадкой БЦБК.

Росприроднадзор однако же нашел в исполнении контракта грубые нарушения законодательства: «Предприятие, являющееся единственным подрядчиком по ликвидации ряда объектов накопленного экологического ущерба… признано виновным в нарушении природоохранного законодательства сразу по нескольким статьям КоАП РФ», инспекторы выявили, что в Дзержинске на свалке промышленных отходов «Черная дыра» «осуществлялась деятельность, не соответствующая документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы».

Можно предположить, что законопроект Николаева нацелен именно на легализацию многолетнего сжигания отходов на берегу Байкала.

В этой связи важно отметить прекрасную работу ООО «ВЭБ Инжиниринг», объявившую открытый международный конкурс по выбору технологий для утилизации отходов БЦБК, на который поступило более 50-ти заявок с технологическими схемами ликвидации отходов. Все заявки опубликованы на портале CleanBaikal.ru и доступны для обсуждения и критики экспертов. Отметим, что «Газэнергострой» не заявлял туда свою технологию, вероятно, мало соответствующую требованиям законодательства по охране озера Байкал.

Проблема ликвидации накопленных отходов БЦБК связана не с отсутствием технологических решений, гарантирующих соблюдение действующих правовых норм, как было рассмотрено выше, а с несогласованными и безответственными действиями органов власти. Окончательную оценку соответствия технологий «Газэнергостроя» правовому режиму центральной экологической зоны Байкала можно будет только после проведения экспертизы РАН предложений, представленных на портале CleanBaikal.ru, как это следует из поручения Президента от 12 сентября, указавшему на необходимость проведения конкурсных процедур, направленных на выбор и реализацию лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов.

В целом, без разработки и введения в действие комплексного плана управления этим объектом Всемирного наследия будет сложно противостоять экологическому кризису для Байкала.

Резюмируя сказанное по правилам и действиям, отмечу: вакцина СЭЗ, предлагаемая депутатом Николаевым для Байкала, никак не поможет его сохранению и даже наоборот, существенно может быть ослаблен правовой режим и возрастут экологически риски.

Вывод: действующая модель управления Байкалом неработоспособна; у неё есть цель, но не определены критерии её достижения, не сформирована система сбора полноценной и достоверной информации, не ведутся необходимые оценка и прогноз развития ситуации, ответственная структура не уполномочена на принятие решений по полноценному управлению, правила и меры по их выполнению в этой связи основаны на субъективных подходах, а потому не позволяют достичь поставленной цели, свидетелями чего мы являемся.

Пока мы этого не поймем и как следует не возьмёмся за построение реальной управленческой системы для Байкала, федеральный проект «Сохранение озера Байкал» просвистит мимо цели, а разработанные в его поддержку законопроекты могут усугубить ситуацию.

 Берега Байкала завалены отмирающими водорослями

baikal vodorosl

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
banner-cik-min Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
banner-rfsv-min Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
expert-min-2 Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
partners 6
eac_NW-min Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
insomar-min-3 Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
indexlc-logo-min Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?
rapc-banner Фёдоров: Вакцина или бацилла для Байкала?