Семь шагов к спасению: коронавирус и проблема мигрантов
Президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Станислав Наумов в беседе с политологом, экспертом Центра ПРИСП Николаем Пономаревым обозначил основные проблемы миграционной политики на фоне борьбы с эпидемией коронавируса и предложил варианты решения связанных с этим актуальных задач.
Борьба с эпидемией коронавируса в России естественным образом породила множество сопутствующих проблем. Как и во всем мире, меры, предпринятые для сокращения темпов роста числа заболевших и пространственной локализации вируса, породили серьезные риски социального и экономического характера.
Ловушка для мигрантов
В числе прочего на повестку дня встал вопрос о судьбе нескольких миллионов трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья.
Проблема их положения последние недели активно обсуждалась в массмедиа. Однако, за исключением радикальных и потому априори неприемлемых методов ее решения, участники дискуссии не предлагали власти конкретных алгоритмов выхода из сложившейся ситуации.
Лишь 11 апреля первый проект «дорожной карты» по решению проблемы мигрантов был вынесен на широкое обсуждение президентом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Станиславом Наумовым. Свои предложения относительно урегулирования ситуации (сформулированные в виде 7 тезисов) он опубликовал в авторском Telegram-канале «Радио Коминтерна».
В роли адресатов «дорожной карты» выступают главы государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). (14 апреля пройдет рабочая встреча лидеров стран ЕАЭС, центральной темой которой станет борьба с коронавирусом и социально-экономическими последствиями пандемии).
Ответ на вызов
Первым шагом к решению проблемы, по мысли Наумова, должна стать встреча руководства МИД РФ с послами стран СНГ. Представителям внешнеполитического ведомства будет необходимо в конструктивном и максимально дружественном ключе объясниться с дипломатами и договориться о вывозе мигрантов в родные страны бортами Минобороны и МЧС. Эвакуацию предлагается проводить ежедневно, а в качестве даты завершения операции определить 1 мая.
На случай, если зарубежные дипломаты не проявят готовность сотрудничать, необходимо проработать вопрос об организации диалога между руководством МВД и лидерами столичных диаспор мигрантов.
Стоимость перелета на родину для трудовых мигрантов и членов их семей предполагается покрыть за счет средств бюджета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Также следует выделить средства на оплату полноценного тестирования для эвакуируемых (уже на территории страны происхождения).
Одновременно в странах СНГ будет необходимо запустить специальную полугодовую программу типа World Skills Eurasia. Она должна включать в себя обязательное изучение русского языка и российской культуры как собственно мигрантами, так и членами их семей, в случае, если они планируют вернуться на единый рынок труда ЕАЭС после окончания пандемии. Развернуть работу программы можно на базе школ, техникумов и вузов государств Центральной Азии в течение лета 2020 года.
Спонсором программы может стать Евразийский банк развития. Сохраненные благодаря этим мерам трудовые резервы в дальнейшем пригодятся при реализации инфраструктурных программ, реализуемых совместно с Китаем в рамках проекта «Экономический пояс шёлкового пути». В том числе это создаст шанс переместить чуть севернее Каспия его основную часть.
Параллельно ЕЭК должна в ускоренном порядке провести процедуру признания дипломов об образовании, а также решить вопросы создания единой для ЕАЭС системы обязательного медицинского страхования и универсального регламента вакцинации.
Лишившиеся работников из СНГ предприятия строительного комплекса столицы в будущем смогут рассчитывать на субсидию от ЕЭК для организации приёма на работу мигрантов с соответствующей обновлённой квалификацией.
Параллельно необходимо обсудить возможность пересмотра планов застройки Москвы с учётом рисков возникновения новой эпидемии сопоставимого масштаба.
Лидерам государств ЕАЭС также рекомендуется включить в стратегическую повестку дня тему двойного гражданства как предмета совместной ответственности (или единого гражданства союза).
В случае если в бюджете ЕЭК не найдется средств, достаточных для реализации перечисленных мер, в качестве дополнительного источника финансов предлагается использовать фонды ОДКБ, предназначенные для борьбы с терроризмом и противодействия распространению наркомании.