Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП
25.11.2019

Вопросы гражданства: туда и обратно

 

Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин – о миграционных процессах в Европе, политике ЕС на данном направлении и отголосках в России.

Британские паспорта – жителям Гонконга

Всякого рода массовые протесты в информационном пространстве РФ освещаются весьма скупо. Это очень контрастирует с Советским Союзом, где обожали показывать разные полумифические демонстрации в защиту мира или же массовые забастовки. Теперь же на фоне прежних времён - практически молчок. Ни тебе жёлтых жилетов, ни Белграда, ни Барселоны, ни Ирана. Про борьбу трудящихся и вовсе не говорю. Покажут, в крайнем случае, картинку, а что сказать, и не знают толком. Чтобы не обидеть ненароком неизвестно кого.

Но то официальная пропаганда, живущая по редко, видимо, обновляемым методичкам. А вот на неподцензурных интернет-просторах довелось мне недавно столкнуться с нечастой новостью из Гонконга. Известная там либеральный политик (не знаю точно, как это будет в женском роде и не задену ли кого такой формулировкой) Эмили Лау заявила, что бывшей метрополии стоило бы задуматься о выдаче британских паспортов неким "жителям Гонконга". Дабы защитить это не вполне определённое множество людей от полицейского произвола. Полагаю, правда, что те, кого прежние хозяева посчитали нужным защитить, давно такими паспортами располагают, ну да речь не об этом.

Тема, в общем, не новая. Летом, помнится, протестующие уже просили забрать их обратно и для решения вопроса ломились в местные представительные учреждения. Интересными мне показались, прежде всего, комментарии анонимных отечественных смельчаков. Сводились они в основном к шутливым, по мнению писавших, пожеланиям направить как можно скорее пару миллионов злых китайцев прямо с улиц Гонконга на новое место жительства с выправленными документами. Во там мультикультурализм-то восторжествует!

Очень смешно, по-моему. Особенно оттого, что над Великобританией потешаются в стране, которая сама того и гляди лопнет от собственной мультикультурности. У нас очень любят иронизировать насчёт миграционных процессов в Европе. Когда там пару лет назад по этому поводу возник "кризис", многих отечественных «оналитегов» просто разрывало от собственного остроумия. В то же время применительно к РФ серьёзный разговор о проблемах миграции - одно из самых жёстких табу. А хорошо оплачиваемые трубадуры из околовластных исследовательских структур не устают слагать оды трудолюбивым бывшим согражданам по СССР. В последнее время шарманку, правда, начало заедать, ибо по швам пошла даже наша статистика.

Но речь вновь не об этом. Давайте попробуем повнимательнее посмотреть на миграционные процессы в Европе и политику ЕС на данном направлении. Так ли она безответственна, как это порой начинает казаться из РФ? Зачем, собственно, европейцы время от времени приоткрывают свои довольно глухо закрытые двери и активизируют приём жителей Третьего, а то и Второго мира?

Вектор миграционных потоков

Вообще-то такому явлению как массовая миграция в Европу от роду немногим более полувека. Трудно поверить, но большую часть видимой нам истории люди ехали из Европы. Те, кому не находилось места на этом ограниченном пространстве. Осваивать колонии, наниматься в солдаты и моряки, искать приключений, да просто куда глаза глядят. Отправлялись в новые владения своих стран, в Америку, в Россию (да-да).

А вот в обратном направлении народ потянулся сравнительно недавно, по историческим меркам так просто вчера. Предыстория этого явления в отдельных европейских странах различна. Или, точнее, группах стран. Отличаются и миграционные потоки. Основательно опустошённым войнами немецким землям действительно требовались рабочие руки в топку их экономического чуда. Приезжали к ним в основном проверенные люди: бывшие союзники турки да бывшие подданные югославы. Колониальные державы Европы столкнулись с необходимостью быстрого ухода из своих владений и стремились по возможности организовать этот сложнейший процесс, не сжигая мостов. Соответственно, им приходилось учитывать обязательства, возникшие за годы хозяйствования перед частью населения колоний. Да и руки рабочие тоже лишними не были. Приезжали-то люди, долгое время сосуществовавшие с европейцами.

Не будем забывать и об использовании миграционного фактора во внутренней политике западноевропейских стран. Это было время расцвета социальных государств, и получалось, что они и приезжим помогают, и своим не дают на дно опуститься.

А вот оказавшуюся под советским зонтиком Восточную Европу миграционные потоки первой волны обошли стороной. Поэтому теперь бывшие соцстраны очень болезненно реагируют на требования своих новых хозяев из ЕС принять по своим небольшим квотам то ли несколько тысяч, то ли несколько сотен арабских или африканских душ. Интересно, что и вполне капиталистическую южную Европу миновала на первом этапе участь принимающей стороны. Кроме Португалии, естественно.

Многие из приехавших в Европу тогда, в 60-е – 70-е, теперь в разной степени, но интегрировались в тамошний социум и живут на своей новой родине во втором, а то и в третьем поколении. Весьма наглядным, по-моему, свидетельством масштаба присутствия мигрантов в той или иной европейской стране может служить внешний вид и списочный состав её футбольной сборной в разные годы.

Почему у Европы двери настежь?

Продолжающаяся и поныне следующая крупная волна миграции в Европу, начавшаяся ещё в 90-е годы и наиболее ярко проявившая себя уже в текущем столетии, едва ли может быть объяснена экономическими причинами. Нет, ехать-то за лучшей жизнью продолжают, вот только в пункте назначения особой нужды в рабочих руках давно уже не испытывают. Да и едет зачастую публика без особой мотивации к труду, но зато, честно говоря, остро нуждающаяся в социальной адаптации к европейским условиям жизни. Зачем же их в итоге принимают, пусть и чиня большие препятствия?! Неужели, как можно сделать вывод из отечественных телепередач, всё дело в закате Европы, отказавшейся от своих традиционных ценностей и погибающей от толерантности?

Полагаю, что течение миграционных процессов в Европе в последние годы следовало бы рассматривать в контексте евроинтеграции и планов ЕС по дальнейшему расширению. Прежде всего, здесь стоит заметить, что масштабы бедствия традиционно преувеличиваются, а различные эксцессы намеренно выставляются на первый план.

В пиковом 2015 году убежище в Европе пытались обрести, по разным оценкам, от полумиллиона до полутора миллионов человек. Кажется, в тот год ЕС официально признал Сирию зоной боевых действий, и основной поток пошёл оттуда. Рост начался ещё двумя годами ранее. В другие же годы поток потенциальных беженцев был меньше в разы, и максимальными долгое время считались показатели 1992 года с его почти семьюстами тысячами заявок, тогда сформированных преимущественно нашей страной и Югославией. Вот тогда приняли действительно многих, и достаточно просто.

Однако с тех пор еврочиновники стали значительно опытнее, и прибывающие в текущем десятилетии сталкиваются уже с совершенно иной реальностью. Думаю, что и кризисной ситуации четырёхлетней давности удалось бы избежать, если бы не провокационные действия (возможно, намеренные) некоторых членов ЕС с юго-востока континента.

В любом случае подача заявки, пусть даже сопровождающаяся прибытием явочным порядком, ещё не означает предоставления убежища. Да и убежище это в большинстве случаев временное. Решит ЕС, что обстановка, например, в Сирии стала безопасной - пожалте домой. Вот и получается, что нам сначала с удовольствием демонстрируют осаждающие границы толпы, но забывают показать тонкие, но постоянные ручейки обратной депортации. Погибает, в общем, старушка Европа, как обычно. Кроме того, всем было безумно интересно наблюдать, как то ли 200, то ли 300 тысяч сирийцев пытаются попасть в европейский рай и полностью дестабилизировать там ситуацию. Гораздо меньше внимания привлекало то обстоятельство, что в лагерях в соседних с Сирией Турции и Иордании в это же самое время находились, по разным оценкам, до нескольких миллионов беженцев. Многие и продолжают находиться.

Ну и не будем забывать, что в ЕС сегодня проживает порядка полумиллиарда человек.

В этой связи все многолетние наплывы мигрантов нарастающим итогом соответствуют, хорошо, если двум процентам населения объединённой Европы. Хоть и сильно бросающимся в глаза и даже высоко сконцентрированным в отдельных местах. Но, может быть, для того всё и делается? Миграционный фактор остаётся, таким образом, мощным рычагом внутриевропейской политики, которым по своему усмотрению можно вертеть в разные стороны. А что работать не хотят - так и чёрт с ними.

Кто бы мог подумать!

Здесь опять же хорошо было бы сопоставить эти данные с аналогичными показателями РФ, которая, согласно официальным аналитическим докладам, и сегодня продолжает нуждаться в ежегодном прибытии до 300 тысяч мигрантов, не считая уже присутствующих на официальных основаниях и не очень. В итоге ЕС от своих приезжих вот-вот погибнет, а РФ, наоборот, процветает, привлекая рабочую силу извне. Так говорят, по крайней мере.

Теперь давайте попробуем разобраться в том, какие виды имеют европейцы на тех бывших обитателей Третьего мира, которым всё же посчастливилось обрести пристанище там, куда они так стремились. Полная картина прояснится немного позднее, но уже сегодняшняя мировая ситуация подсвечивает порой неожиданные грани этого процесса.

Вот, например, американские эксперты, разбирающиеся в вопросе, откуда берётся пополнение боевиками всяких запрещённых в РФ исламских организаций, обнаружили вдруг (впервые в том же 2015 году; раньше, может быть, и не выясняли, не знаю), что на втором месте среди приезжающих, после непосредственных географических соседей, находятся...выходцы из стран ЕС, прежде всего Франции. Кто бы мог подумать!?

Дошло до того, что в феврале этого года президент США обратился к ЕС с требованием забрать "своих" террористов. Так прямо и сказал. Человек 800 там набралось, по-моему, на тот момент. Причём, едва ли это были рядовые душманы, раз уж американцы смогли их отделить от общей массы и потратиться на установление личностей. Многие-то из оставшихся в живых, небось, в толпе растворились или малограмотными прикинулись. И уж вовсе неизвестно, забрали ли в итоге хоть кого-нибудь...домой.

Интересно, что ответственные за международную политику должностные лица РФ начали в тот момент вдруг рьяно критиковать американскую позицию. По привычке, наверное. Мол, если боевики эти в Сирии или Ираке накуролесили, то пусть уж там их и наказывают. А то заразят ещё своим агрессивным исламизмом французскую тюрьму. Или сломают что-нибудь. Отметим, что самой РФ это не мешает прилагать значительные афишируемые усилия для возвращения жён и детей участников всяких запрещённых организаций. Про мужей точно не знаю. Нам, видать, опасаться нечего. Ведь ещё недавно, при несколько других обстоятельствах, и самих боевиков-русорезов активно "возвращали к мирной жизни". Некоторые особо бойкие потом хорошие карьеры сделали и даже награды получили.

Виды на «понаехавших»

Но всё-таки основная сфера применения сил понаехавшего в ЕС населения связана с относительно мирным процессом расширения этой организации. Хотя распространить европейскую экспансию на южный берег Средиземного моря в прошлом десятилетии не получилось, это не значит, что от таких планов отказались. Почти в то же время, когда Дональд Трамп тщетно пытался передать обратно в Европу пленённых участников запрещённых в РФ организаций, ЕС проводил первый совместный саммит с Лигой арабских государств. Вот на этом направлении и потребуются скоро европейские арабы, лишённые деструктивных наклонностей.

А ещё говорят, что нынешнее столетие станет веком Африки. На такой случай у ЕС уже заготовлены десятки тысяч европейских африканцев. Так сказать, второе издание бывшего колониального évolué. Интересно, что крошечная Бельгия, введшая в своё время в обращение этот термин, не забывает и об исламском мире, стабильно входя в первую тройку стран-поставщиков вышеупомянутых боевиков.

В таком же контексте следует рассматривать и поэтапную отмену в последние годы в бывших прибалтийских республиках статуса неграждан для рождающихся детей.

Последней с 1 января, кажется, сдаётся твердокаменная Латвия.

Всё это заготовки на будущее, которые могут вскоре пригодиться, а могут и нет. Или же потребоваться в более отдалённой перспективе. Но должные усилия предприняты и продолжают предприниматься. И можно действовать в разных направлениях. Для РФ её мигранты тоже могли бы стать ценным ресурсом влияния, раз уж они образовались у нас в таких количествах.

Необходимо просто заниматься их социальной и культурной адаптацией, внушая им те ценности, проводниками которых они или их дети должны будут стать потом у себя на родине. Здесь открылся бы огромный фронт работ для широчайшего круга специалистов, от учителей русского языка до сотрудников спецслужб. Как минимум возникли бы новые высококвалифицированные рабочие места, о которых так любят поговорить, страна приобрела бы несколько миллионов лояльных новых граждан, а опыт можно было бы потом распространить на проблемные регионы.

Вот только никто не знает, куда плывёт РФ, в каких направлениях она хотела бы распространять своё влияние и какие ценности при этом нести. Нет просто разговора в таких координатах. Вот и вызывают проблемы миграции реакцию в виде глупых шуток или смущённого умолчания.

Между тем, предложение, поступившее в адрес Великобритании из Гонконга, вовсе не лишено смысла. Когда-то и с КНР придётся ведь что-нибудь делать. А кадры надо начинать готовить загодя.

 migranty 2

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Вопросы гражданства: туда и обратно
banner-cik-min Вопросы гражданства: туда и обратно
banner-rfsv-min Вопросы гражданства: туда и обратно
expert-min-2 Вопросы гражданства: туда и обратно
partners 6
eac_NW-min Вопросы гражданства: туда и обратно
insomar-min-3 Вопросы гражданства: туда и обратно
indexlc-logo-min Вопросы гражданства: туда и обратно
rapc-banner Вопросы гражданства: туда и обратно