Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
14.04.2020

Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть

 

В самопровозглашенном Нагорном Карабахе власти сепаратистского образования ввели режим чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавируса, который будет действовать до 12 мая. На оккупированной территории накануне был зафиксирован шестой случай заболевания коронавирусной инфекцией. Три села закрыты на карантин.

Между тем, несмотря на введение режима ЧС, власти не стали отменять второй тур «президентских выборов», заявив только, что проведение «выборов» в связи с коронавирусом требует «дополнительных мер».

Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о том, почему в самопровозглашенном Нагорном Карабахе оказалось критически важным провести «выборы» даже в условиях режима чрезвычайной ситуации.

На самом деле сегодня на фоне пандемии мы видим в мире совершенно разные ситуации в вопросе проведения выборов. Одни их переносят, другие стараются все-таки провести в том числе довольно своеобразными способами, например, по почте. Но у таких решений о переносе или проведении есть важная закономерность: ситуация такова, что там, где власть не уверена в своих результатах на выборах и исторической перспективе своего правления, она всеми силами пытается протащить избирательный процесс здесь и сейчас, невзирая ни на что, в том числе коронавирус, который может только сыграть на руку, поскольку не привлечет внимание международного сообщества.

Намерение провести «выборы» в Нагорном Карабахе показывает, что у тех, кто пытается их протащить, есть политические сложности, и если не провести эти выборы сейчас, то положение этих политических фигур в дальнейшем может только усложниться. А зачем так рисковать.

Понятно, что в этой связи они будут стараться провести «выборы» как можно скорее, не откладывая их на постэпидемиологический период, тем более что непонятно, когда этот период может настать. Стабильная же власть может позволить себе перенести выборы, не опасаясь, что потом вдруг с ней произойдет что-то или появятся невыгодные для нее условия. Неустойчивая власть рассчитывает, что в мутной воде, созданной эпидемиологическими мерами, удобнее поймать золотую рыбку. Судя по тому, что в Карабахе сейчас пытаются провести выборы, это как раз такой сценарий.

Почему для Еревана это так важно. После «бархатной революции», а проще говоря, переворота в Армении, осуществленного Николом Пашиняном, для него было стратегически важно на всех ключевых местах расставить своих людей. Как известно, довольно долго «карабахский клан» руководил Арменией. Стратегия Пашиняна – его зачистка, зачистка властных элит, имеющих к клану отношение, или попытка – в случае с Карабахом – договориться с ними. В самой Армении Пашинян в этом направлении давно закручивает гайки – арестовывает Роберта Кочаряна, заводит дела на Сержа Саргсяна, которые, как известно, являются выходцами из Карабаха и лидерами так называемого карабахского сепаратистского движения.

Достаточно долгое время - до прихода к власти Пашиняна у Армении и Карабаха была единая политическая стратегическая линия. После того, как у власти в Ереване оказался не выходец из Карабаха, эта общая стратегическая линия оказалась под угрозой слома. Пашиняну потребовалось это либо предотвратить, либо устранить. В Армении началась атака на «карабахский клан». Совершенно очевидно, что Ереван не может оттолкнуть от себя Карабах, поскольку всегда в Карабах в армянской политике был важным инструментом влияния, козырной картой. Поэтому Пашинян просто не может сделать вид, что он, хоть и не относится к «карабахскому клану», к Карабаху никакого отношения не имеет. И мы видим с первых дней прихода Пашиняна к власти, что он понимает это значение Карабаха и делает на него ставку, проводит там стратегически важные официальные мероприятия, в том числе так называемые «всеармянские игры», делает какие-то громкие заявления. Конечно же установка полного контроля над данной территорией, над руководством этого образования – это стратегия, которая входит в основной сценарий нынешних процессов Армении. Попытка в мутной воде побыстрее решить свой вопрос – это то, что мы сейчас в связи с этими выборами видим.

Пашиняну на фоне международного экономического кризиса нужно особенно закручивать гайки. Ведь экономика Армении далеко не в блестящем состоянии. И этот вопрос нужно решать, чтобы сохранить свою власть. Он пришел к власти на обещаниях изменить экономическую ситуацию и в связи с тем, что народу просто надоела нерешаемость проблем в стране. Но перезапуска экономики, который Никол Пашинян обещал, конечно, нет и быть не может. Армения и до начала международного экономического кризиса не начинала вступать в новый век процветания, так что говорить о том, что происходит сейчас.

Две недели назад Пашинян уже на фоне пандемии говорил о том, что у Армении достаточно ресурсов для экономической революции. Когда политик так говорит, ясно, что это политический ход, а не реальность, ведь язык политику дан для того, чтобы скрывать свои мысли. А что Николу Пашиняну еще говорить, чтобы сохранить свою власть, как не о светлом экономическом будущем. Он просто в сложившихся условиях не может говорить что-то другое. Прошли две недели и мы видим, как Пашинян и его министры признают удар по армянской экономике, начало рецессии. И в данном случае вопрос скорее стоит уже не каков будет экономический рост, а как бы не допустить окончательного обвала экономики.

Что делают политические предсказатели: они сначала говорят, что будет через неделю, месяц, год, а потом объясняют, почему этого не произошло. И ему придется объяснять, почему светлое будущее не настало. Хотя это сейчас будут делать все политики. И после международного кризиса у Армении проблем будет только больше. В этом смысле ориентация Пашиняна на международные экономические круги, надежда на то, что поддержка будет идти от диаспоры, от экономического сотрудничества или за счет помощи других стран в нынешних условиях все менее и менее реалистична. Потому что проблемы будут и у самих стран – и у того же Евросоюза, и у США. Говорить о том, что они смогут оказывать полноценную помощь, невозможно. А стратегия Пашиняна, построенная на многовекторном развитии, сейчас будет абсолютно неэффективной и нереалистичной и у страны возникнут довольно заметные проблемы.

В текущей ситуации для Армении важным было бы решить вопрос с открытием границ, заблокированных Азербайджаном и Турцией из-за нагорно-карабахского конфликта. Полагаю, что, если у власти в Карабахе окажутся ставленники Пашиняна, что, как показал первый тур «выборов», уже дело решенное, для карабахского урегулирования появится шанс. Это станет возможным, если власть в Ереване осознает реальную необходимость открытия границ. Уже сейчас понятно, что экономика Армении сложно справляется с ударом коронавируса. И будет только хуже. Очевидно, что на фоне мирового кризиса вопрос с блокадой границ нужно решать, потому что рост экономики в Армении будет невозможным при полной изоляции.

Да, присутствие Армении в ЕАЭС является положительным для нее подспорьем, но все равно не обезопасит страну от серьезных проблем в международной торговле. Только воздушным путем нормальную экономическую связь не организовать. Польза от условно открытой границы с Ираном на фоне коронавируса и политических и экономических проблем в самой ИРИ сомнительна, граница с Грузией также весьма проблемна. Бесконечно долго выживать Армения не сможет – не будет ни демографического роста (мы видим, что в последние годы численность населения только снижалась), ни большого экономического роста, на разрешения социальных проблем. Вопрос в политическом оформлении решения этого кризиса. Быстро ничего не произойдет.

Но если Пашинян постепенно будет устанавливать свой контроль над элитами, над СМИ, лидерами общественного мнения, постепенно он может сломать настроения в обществе и сделать более реалистичными шаги в сторону урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а не продолжения его затягивания.

Да, мировое сообщество выборы в Нагорном Карабахе не признает, международное сообщество не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства, стало быть, и выборы в мире как легитимные не рассматриваются. В этом отношении их результат для мира не имеет особого значения, это скорее результат для самих себя, для решения внутренних вопросов. Но Пашинян мог бы направить результат этих «выборов» в позитивное русло – на решение в перспективе вопроса нагорно-карабахского урегулирования для улучшения жизни самой же Армении.

Ранее опубликовано на: https://moscow-baku.ru/news/politics/provedenie_vyborov_v_karabakhe_na_fone_koronavirusa_eto_popytka_poymat_zolotuyu_rybku_v_mutnoy_vode_/

Nagornyi Karabah gerb

 
Партнеры
politgen-min-6 Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
banner-cik-min Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
banner-rfsv-min Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
expert-min-2 Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
partners 6
eac_NW-min Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
insomar-min-3 Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
indexlc-logo-min Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть
rapc-banner Нагорный Карабах: Перенести выборы может только стабильная власть