Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП
13.07.2020

Битвы за символы

 

Протесты в США нанесли удар по главному символическому наполнению истории страны – компромиссу между Севером и Югом, олицетворяющему собой механизм конструирования единой американской нации. Сегодня перед американскими элитами стоит непростая задача: конструирование нового символического поля и создание нового общественного договора.

Веками выстраиваемая, абсолютно крепкая и надежная система рассыпается как «карточный домик» всего за один месяц, отмечает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.

Вне зависимости от того, кто окажется первым 3 ноября 2020 года, Трамп или Байден, процесс разрушения символического пространства Америки уже принял необратимый характер.

До последнего времени казалось, что здесь существует монолитная сверхустойчивая версия прошлого с понятным и полностью одобряемым населением набором символов:

– «Мэйфлауэр»,
– «Град, сияющий на холме»,
– «Отцы-основатели»,
– «Декларация независимости»,
– Конституция,
– Авраам Линкольн,
– «Демократия в Америке»,
– «У меня есть мечта».

Теперь, всего за один месяц, веками выстраиваемая, абсолютно крепкая и надежная система рассыпается как «карточный домик».

Даже если гора Рашмор уцелеет и не будет уничтожена как статуи Будды в Бамиане Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон уже перестали быть «отцами-основателями», превратившись в «белых рабовладельцев». Таких же, как и миллионы их современников, осваивавших американские просторы и создававших эту страну.

Возможно, вашингтонской элите удастся стабилизировать ситуацию после выборов. Однако собрать, склеить распавшиеся куски прошлого уже невозможно.

При этом за кадром остается самая главная символическая катастрофа – уничтожение компромисса между Севером и Югом, того общественного договора, на котором больше 150 лет держалось американское общество. Компромисса, включившего в пантеон героев и в поле символов наравне с победителями-северянами проигравших южан.

Это американское «согласие и примирение» не только позволило переварить самую чудовищную американскую трагедию, гражданскую войну, но и создать приемлемый для проигравших механизм конструирования единой американской нации.

Теперь этого договора нет. Проигравшие в 1865 году южане – проиграли второй раз.

Перед американской элитой стоит непростая задача конструирования нового символического поля и воссоздания политической нации, основанной на новом общественном договоре.

Но сделать это – значительно сложнее, поскольку эта новая нация должна состоять не только из северян и южан, но также из афроамериканцев, латиноамериканцев и множества других меньшинств, в условиях дискредитации всех существующих на данный момент символов, ни один из которых не сможет быть полезным в этой новой социальной инженерии.

Даже Линкольн – уже не освободитель, а «белый колонизатор». Не за что зацепиться и не от чего оттолкнуться.

Для нового символического пространства одного Джорджа Флойда явно недостаточно. Здесь ситуация, когда «Не обойдешься с одним Пастернаком». Эти прерии должны быть густо заселены.

 

mir chernye cvetnye lud

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
partners_1 Битвы за символы
banner-cik-min Битвы за символы
banner-rfsv-min Битвы за символы
partners_5 Битвы за символы
partners 6
partners_8 Битвы за символы
insomar-logo Битвы за символы
indexlc-logo-min Битвы за символы
rapc-banner Битвы за символы