Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП
16.08.2020

«Мозаика» международной политики России

 

Для начала Россия должна навести порядок внутри собственного государства, обозначить единую идею и только после этого мы сможем эффективно влиять на другие страны, в том числе и находящуюся сейчас в состоянии политического кризиса Белоруссию, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.

Основная причина неудач России во взаимоотношениях с ближайшими соседями — Украиной и Белоруссией — кроется в том, что в нашей стране нет единого центра, который бы координировал все внешнеполитические процессы. В результате этого международная политика огромной страны похожа на некую мозаику, состоящую из различных плохо скоординированных между собой центров силы.

Интересы России во внешнеполитическом пространстве далеко неоднозначны. Есть государственная политика, выраженная тем, что говорит МИД или администрация президента, или тем, что реализуют различные государственные силовые структуры — СВР, ФСБ, ГРУ. А есть другие направления — различные политические и коммерческие течения. Внутри России вообще много маленьких и больших „отдельных государств“ с частными интересами. И навести порядок в этом вопросе у нас пока не получается. Нет единого центра силы, нет единой системы управления. Поэтому каждый решает свои задачи так, как он их видит, и каждый пытается достигнуть тех выгод, которые нужны лично ему.

В качестве примера вспомним деятельность российских корпораций, пытающихся реализовать в Белоруссии наработанные ранее у себя в стране схемы слияния и поглощения.

У коммерсантов, как правило, свои цели. Всегда ли они соответствуют интересам остальных россиян — тоже сложный вопрос. На мой взгляд, далеко не всегда. То, что выгодно для хозяев и топ-менеджеров, не всегда хорошо для всех граждан. Поэтому, даже если мы, условно говоря, приватизируем сегодня в чью-то пользу „Беларуськалий“ или белорусскую газотранспортную систему, большинству россиян от этого лучше не станет. Разве люди выиграют от того, что какие-то активы в соседней стране станут принадлежать российским олигархам? И так по всем позициям.

Под словом «объединение» большая часть российских бизнесменов понимает «присоединение отдельных частей белорусской экономики к отдельным частям экономики российской».

Идёт борьба интересов. И здесь основной вопрос, насколько вообще коррелируются коммерческие и государственные интересы. Я не уверен, что они совпадают на 100%. Мы наблюдаем за двумя параллельными процессами, когда многие игроки используют громкую риторику «объединения» для решения своих экономических вопросов.

Сначала Россия должна навести порядок внутри государства, обозначить единую цель всей системы управления. Только после этого произойдёт эффект от взаимодействия с Белоруссией, Украиной, другими странами ближнего и дальнего зарубежья.

Нам нужно определиться со своей внешнеполитической стратегией. У нас определено главное направление? Нет. Если бы мы занимались все эти десятилетия созданием с той же Белоруссией единой структуры, мы бы её создали. Мы же всё это время пытались договориться с Западом, США. Большие силы были брошены и на Восток, где у нас есть „китайская“ и „японская“ партии. А Белоруссия как была, так и остаётся на вторых и третьих ролях.

Центром координации необходимых процессов мог бы стать МИД РФ, но на примере 33 задержанных в Белоруссии россиян общество увидело, что внешнеполитическое ведомство страны не всегда может оперативно реагировать на происходящее.

МИД координировал их приезд туда? С кем-то в МИДе это было согласовано? Посол России Дмитрий Мезенцев три раза менял конечный пункт назначения, куда они должны были лететь. Сначала это была Турция, потом Ливия, а уже в конце Венесуэла. Было видно, что у нашего посла нет никакой информации о том, что это за люди, и что они делают в Белоруссии.

«Славянским направлением» необходимо заниматься серьёзно. Настроения белорусов, когда они в подавляющем большинстве были за объединение с Россией, изменились, потому что противоположная сторона, в отличие от нас, постоянно продвигала свои интересы. Мы же ни на уровне „мягкой силы“, ни на уровне информационной политики ничего существенного так и не делали. Примерно так же мы до этого проиграли Украину. Всё это минусы нашей политики.

Ранее опубликовано на: https://eadaily.com/ru/news/2020/08/14/vnutri-rossii-mnogo-otdelnyh-gosudarstv-nam-ne-do-belorussii-ekspert

 

rossia karta min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 «Мозаика» международной политики России
banner-cik-min «Мозаика» международной политики России
banner-rfsv-min «Мозаика» международной политики России
expert-min-2 «Мозаика» международной политики России
partners 6
eac_NW-min «Мозаика» международной политики России
insomar-min-3 «Мозаика» международной политики России
indexlc-logo-min «Мозаика» международной политики России
rapc-banner «Мозаика» международной политики России