Стратегия-2035: состоится ли «перезапуск» Арктики?
26 октября Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктики до 2035 года, разработанную чиновниками Минвостокразвития.
В качестве основных целей России в регионе в документе были обозначены:
1) устойчивый рост численности населения,
2) создание 200 тысяч новых рабочих мест,
3) увеличение инвестиций в охрану окружающей среды, исследования и разработки,
4) наращивание объема производства СПГ до 91 млн тонн, а долю добычи нефти - в 1,5 раза,
5) увеличение объема грузоперевозок по СМП до 130 млн тонн.
Реалистичность решений, задач, изложенных в Стратегии, и адекватность подходов, выбранных ее авторами, оценил политолог, заместитель директора Центра ПРИСП, руководитель проектов в АЗРФ Валерий Прохоров.
- Можно ли добиться устойчивого роста населения и создать 200 тыс. новых рабочих мест, не меняя нынешнюю парадигму пространственного и макроэкономического развития региона?
- На эту тему у меня было несколько публикаций, одна из которых так и называлась "Вахтой Арктику не освоить - нужен социальный плацдарм". Сейчас, к сожалению, доминируют две точки зрения, на мой взгляд, препятствующие заявленной цели. Первая - это вариации на тему вахтового способа освоения Арктики как основного, как минимум в среднесрочной перспективе. Вторая - "экономика вытянет социалку" - по большому счёту является продолжением первой. Будущим жителям Арктики предлагается, что называется, добыть оружие в бою. То есть, сперва ударным трудом в неблагоприятных условиях практически на энтузиазме заложить экономические основы светлого арктического будущего. Это сомнительный подход, который напрямую отразится на уровне человеческого капитала в арктических территориях. Решение же сложных государственных задач требует привлечения в Арктику высококвалифицированных, образованных людей, наделенных особым умением создавать себе мотивацию на преодоление трудностей. Но не бытовых, а профессиональных, и это важно. Поэтому создание комфортной среды обитания для настоящих и будущих жителей заполярных территорий должно идти опережающим темпом по сравнению с планами их хозяйственного освоения. Страны, озаботившиеся освоением или облагораживанием "неудобий" на собственных территориях, поняли это. Поэтому развитие социалки в новых городах и поселениях тех же Китая или Израиля начинается с создания комфортной среды обитания для будущих жителей и разработки пакетов социальных льгот. Именно эту парадигму развития Арктики следует принять как основную.
- Принятая стратегия предусматривает увеличение производства СПГ и добычи нефти. На данный момент такого рода проекты реализуются преимущественно за счет вахтового принципа привлечения рабочей силы. Как Вы полагаете, будет ли произведен отказ от данного подхода в пользу обучения и использования местных кадров?
- Это достаточно сложный вопрос, потому что есть проблема произошедшей в годы "арктического затишья" серьёзной демотивации автохонного населения северных территорий. Сложившийся в результате длительной неактивности и нараставшей в эти годы социальной апатии уклад жизни оставшегося в Арктике населения не предполагает молниеносного перехода большого числа местных жителей в более активный трудовой режим. Кроме того, среди местных жителей не всегда могут оказаться специалисты нужных профессий и требуемого уровня квалификации, и даже переучиваться или учиться заново может просто не оказаться желающих. Поэтому драйвером процесса развития человеческого капитала в Арктике должны выступить "новые северяне" - те люди, которые приедут туда жить, а не просто работать вахтой. Нужно быть готовым к тому, что в начале пути местным и приезжим придётся что называется "притираться" друг к другу. Проблемами адаптации людей к новым условиям жизни должна будет заняться арктическая наука. Причём не только с точки зрения физиологии и психологии, но и в разрезе изучения вновь возникающих социальных и культурных паттернов. То есть, с большой вероятностью появятся такие научные специализации как арктические социология, политология или культурология.
- По Вашему мнению, за счет какого ресурса (международных или внутренних перевозок) в первую очередь будет наращиваться грузопоток по СМП?
- Международные перевозки выступят драйвером, но по мере освоения северных территорий и возникающей необходимости ввода в эксплуатацию новых портов и поселений, выстраивания логистических схем через северные реки, доля внутренних грузоперевозок будет увеличиваться.
- В настоящее время чиновники почти открыто признают, что задача увеличения грузопотока по СМП до 80 млн. тонн к 2024 г. невыполнима. Насколько реалистичным на этом фоне представляется достижение показателей, прописанных в стратегии?
- Прогнозные цифры остаются лукавыми величинами ровно до тех пор, пока корректно не описаны все ресурсы и механизмы, которые будут мобилизованы для достижения заявленных показателей. В этих прогнозах есть переменные, которые могут запустить серьёзные мультипликаторы - это всё, что касается создания и развития инфраструктуры СМП и строительства арктических поселений, а также вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых, доступность которых повышается в результате этой деятельности. Ко всему этому добавляется геополитический фактор - Арктику нужно активно заселять и осваивать, иначе есть риск её потерять. Поэтому мой персональный прогноз благоприятный. В том числе и по 80 млн. тонн грузооборота к 2024 году, и по созданию 200 тысяч рабочих мест в АЗРФ. Я не разделяю скепсиса упомянутых вами чиновников.
- Немалая часть российских планов стратегического развития, как любят шутить журналисты, строится по принципу «либо я, либо ишак, либо эмир». Как Вы считаете, имеются ли надежные инструменты привлечения к ответственности лиц, отвечающих за реализацию стратегии, в случае невыполнения поставленных задач?
Проблема здесь, на мой взгляд, заключается в том, что выбор контрольных точек зачастую несёт в себе если коррупционную составляющую, то, как минимум, широкий люфт, в котором относительно безболезненно можно утопить и халатность при планировании, и технические просчёты при реализации, и низкое качество проектного менеджмента. Так что, на мой взгляд, важны не столько драконовские меры ответственности, которые зачастую убивают инициативу и рубят под корень сам дух предпринимательства, сколько качественная постановка задачи и планирование, которые позволили бы осуществлять "управление по отклонениям", выявляя их на максимально ранней стадии.